ПРОШЕЛ год после сахалинского совещания при участии президента страны Владимира Путина по проблемам реализации проектов освоения месторождений полезных ископаемых на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). Приглашая на совещание нового президента страны и совсем неопытных в государственных делах членов кабинета министров, лоббисты, представляющие интересы зарубежных компаний, надеялись таким образом сдвинуть реализацию проектов с мертвой точки.
На высоких гостей тогда вылился поток жалоб на волокиту государственных чиновников из различных ведомств при подготовке соглашений. В связи с этим была предложена идея "одного окна": прибывает иностранный инвестор в нашу страну и - к заветному окошечку. А там уже готовое соглашение на разработку нефтегазовой провинции сроком лет на полста, да еще с выводом из-под юрисдикции российского законодательства. Поле англо-американского права зарубежному гостю, видите ли, больше по нраву.
Интересно, что на тот момент в Минэнерго уже существовало "одно окно". Именно это ведомство подготовило первые три соглашения - по двум Сахалинским и Харьягинскому проектам - еще до принятия закона о СРП. Туда обращались желающие перевести разработку того или иного месторождения в режим СРП и неизменно находили полную поддержку заместителя министра Валерия Гарипова в проталкивании соответствующего закона через Государственную Думу.
В чем же дело? Действительно, с момента принятия законов о предоставлении режима СРП первым семи проектам (до сахалинского совещания) прошло более четырех лет, но ни по одному из них соглашение так и не было подписано. Сейчас уже приняты законы на десятки месторождений, но в рамках Закона "О соглашениях о разделе продукции" началась реализация только одного Самотлорского проекта.
Минэнерго, увы, не всесильно. Соглашение - результат серьезного труда многих десятков геологов, экологов, налоговиков, таможенников, экономистов, инженеров и других специалистов. На их плечах колоссальная ответственность - передаются в концессию природные ресурсы на десятки, а иной раз и на сотни миллиардов долларов. А ведь за каждым чиновником стоит ведомство, без визы которого соглашение не может быть подписано.
Вот тут-то и проявляется абсурдность идеи "одного окна" для договоров СРП. Она осуществима, если инвестор просто подписывался бы под соглашением, подготовленным российской стороной. На деле же он сам пытается диктовать условия соглашения. Так что правительственная комиссия не может обойтись без согласований с экспертами других ведомств.
Не понимать этого лоббисты не могли, и, похоже, идея "одного окна" была выдвинута под одного человека - министра экономического развития и торговли Германа Грефа, тогда всесильного, да и сейчас далеко не слабого. Главное, что их привлекло в нем, - беззаветная преданность либеральным принципам. Ради их торжества он провел через Федеральное собрание Земельный кодекс, который открывает путь к приобретению в частную собственность самых дорогих земель страны если не бесплатно, то по смехотворной цене.
Если так можно поступать с землей, то почему невозможны подобные операции с богатствами недр? В России все возможно. Ведь призывал один из бывших министров природных ресурсов продать полезные ископаемые прямо в недрах за 10% их стоимости.
По прошествии года видно, что надежды зарубежных компаний и их лоббистов не оправдались. Их оптимизм после совещания относительно ускорения подготовки соглашений на условиях раздела продукции быстро развеялся. За год подготовлено только соглашение по Самотлорскому проекту. Более того, в последнее время звучат предложения по выводу некоторых месторождений из режима СРП, что может сделать только Федеральное собрание, ибо для этого надо отменить ранее принятые законы.
Конечно, никто из заинтересованных лиц (физических и юридических) не ожидал, что даже чиновники - приверженцы крайнего либерализма - иногда просчитывают принимаемые решения и тогда вынужденно поступаются принципами. После внимательного ознакомления с соглашениями и результатами реализации сахалинских проектов они пришли к выводу, что прибыльной продукции государству ждать здесь не приходится. Осталась одна надежда - добиться максимально возможных объемов заказов для российских производителей товаров и услуг.
Сейчас можно наблюдать интересную картину - руководители Минэнерго полны уверенности, что эсэрпэшное "окно" в ближайшее время снова окажется в их ведомстве. Основанием для этого может быть недовольство лоббистов "окном" в Минэкономразвития.
Но необходимо понять, что дело даже не в ведомственной принадлежности "окна". Причина пробуксовки реализации проектов на условиях СРП в том, что и у государственных чиновников и зарубежных компаний перед глазами опыт реализации трех соглашений, сработанных в "одном окне" Минэнерго еще 1995 году. Потенциальный инвестор настаивает на предоставлении ему таких же условий для реализации проекта, а многие российские чиновники наконец поняли, что подпись под подобным соглашением - преступление против государства.