ПОХОЖЕ, что парламентариям не хватает полномочий. Впрочем, это очевидно, ведь только на одной законодательной деятельности да на депутатских запросах не развернешься. Руку надо держать на пульсе событий, особенно в такой важной сфере, как приватизация. Этим, видно, и руководствовался депутат Евгений Ищенко, когда предложил наделить народных избранников и членов Совета федерации правом обращаться с исками о признании недействительными сделок по приватизации. Специалисты по корпоративному праву от этой инициативы пришли в тихий ужас.
Представители нижней палаты всегда мечтали контролировать процесс приватизации. Как известно, в бюджете на этот год с подачи депутатов появилась знаменитая 100-я статья, запрещающая правительству продавать акции предприятий, балансовая стоимость которых превышает 50 млн. МРОТ. Правительство также пошло навстречу народным избранникам при рассмотрении проекта закона о приватизации, который фактически разрешает Думе вносить в бюджет поправки, запрещающие продажу конкретных предприятий. Кроме того, согласно этому закону, приватизация естественных монополий может осуществляться только по решению Госдумы.
Этого, очевидно, оказалось мало. Евгений Ищенко считает, что депутаты должны иметь право активно вмешиваться в приватизационный процесс. Он внес поправки к Закону "О статусе членов Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы", предложив уравнять права народных избранников с правами прокуратуры в части подачи исков о незаконной приватизации. У прокуратуры по самым разным причинам - от банальной перегруженности до политических заказов - редко доходят руки до подобных дел, - считает депутат. Таким образом Ищенко, вероятно, решил не только посодействовать приватизационному процессу в стране, но и помочь думцам и сенаторам получить еще один ресурс для завоевания популярности среди избирателей. А если учесть, что приватизационная тема - одна из самых горячих, особенно для коммунистического электората, то желающие депутаты могли бы добавить по нескольку процентов к своему рейтингу.
Именно такие целевые установки не исключают юристы. "Учитывая состав нашей Государственной Думы, в частности ее левой части, можно уверенно предположить, что суды окажутся заваленными исками, - считает руководитель компании Vegas-Lex Альберт Еганян. - Это просто дестабилизирует деловую жизнь в стране". В конце концов, по мнению юриста, народные избранники могут посылать депутатские запросы в прокуратуру и Министерство имущественных отношений, которые обладают всеми правами контроля приватизационных сделок. Например, недавно местному департаменту по управлению имуществом в Ульяновской области удалось выиграть процесс по деприватизации крупнейшей в регионе компании "Ульяновскнефть". Одним из оснований для передачи акционерного общества в региональную собственность стало нарушение прав трудового коллектива со стороны топ-менеджмента, фактически сосредоточившего в своих руках все акции компании.
Позицию юристов разделяет и правительство, которое уже пошло на достаточно большие уступки депутатам при обсуждении закона о приватизации. В Министерстве имущественных отношений считают, что нецелесообразность принятия этого закона совершенно очевидна. Права сторон и так защищают арбитражные суды, а выступать в защиту государственных и общественных интересов должна прокуратура. Кроме того, нет никакой гарантии, что депутаты не будут активно лоббировать интересы одной из сторон, считают в Минимуществе. Как рассказали "НГ" в комитете по собственности, правительство настояло на отклонении предложения Ищенко и его поддержал комитет. Правда, его решение не совпало с мнением всех депутатов. "Прокуратура работает медленно, - посетовал корреспонденту "НГ" один из сотрудников комитета по собственности, - а на огромное количество незаконных сделок по приватизации реагировать надо оперативно". Сенаторы между тем занимают более скромную позицию. "Необходимо установить более четкие основания для подачи исков, - считает член Совфеда от Костромской области Иван Стариков, - иначе бесчисленные иски просто блокируют работу судов".
Впрочем, чаша весов при рассмотрении данного законопроекта в нижней палате скорее всего склонится в сторону здравого смысла.