0
1039
Газета Экономика Интернет-версия

18.10.2001 00:00:00

Косметический ремонт в правительстве

Тэги: реформа, правительства, кабинет, министров


О РЕФОРМЕ правительства говорили почти год. Работали над ней и "специально обученные люди" из правительства и администрации президента, и эксперты на вольных хлебах, и "добровольцы-энтузиасты" вроде Лужкова и Починка. В итоге такое количество реформаторов и представленных вариантов только увеличило шансы нынешнего кабинета министров остаться в прежнем виде.

Позавчера ближе к ночи президент документально оформил свое представление о необходимых изменениях в Белом доме. Ликвидируется Минфедерации, функции которого поделят между собой МВД, Минэкономразвития и МИД. Вводится должность министра без портфеля, который будет координировать деятельность этих ведомств в области национальной политики. Освобождается от должности помимо бывшего главы Минфедерации Александра Блохина и министр промышленности, науки и технологий Александр Дондуков. Его пост занял Илья Клебанов, сохранив за собой должность вице-премьера. У Касьянова по-прежнему остается пять заместителей, трое из которых совмещают вице-премьерство с министерскими постами: глава Минсельхоза, главный российский финансист и вновь назначенный Клебанов. Вот, собственно, и все новости из Кремля.

По мере изменения представлений о том, как поступить с правительством, трансформировался и лексический ряд, характеризующий судьбу правительства. С течением времени эмоциональная окраска терминов становилась все более успокаивающей: от кардинальной реформы структуры кабинета министров через "настройку на более эффективную работу" до сначала "тонкой", а потом и вовсе невидимой глазу настройки (как вчера выразились в Кремле). Источники "НГ" и в Кремле, и в Белом доме утверждают, что до Нового года вряд ли президент захочет дальше улучшать структуру кабинета министров. Хотя Путин, как уверяют источники, может и не изменить своему фирменному стилю - посылать приветы на родину из-за границы в виде новых назначений. Сегодня он отправляется в Шанхай, и тот максимум, которого ждут от Путина чиновники, - объявление фамилии "счастливчика", который будет министром без портфеля. Скорее всего этот пост получит один из отставников (нынешних или прошлых), которого необходимо "отблагодарить за тяжкий труд на благо Родины". Такие примеры в правительстве имеются. Долгое время министром без портфеля был Рамазан Абдулатипов. Виктор Калюжный, спецпредставитель президента по каспийским делам, получил должность в качестве отступного после отставки с поста главы Минтопа. Владимир Елагин, министр по вопросам восстановления Чечни, также является министром, не имеющим собственного ведомства. Подобное положение в правительстве, конечно, дает право голоса на его заседаниях, но реальной координации работы, как показала практика, не получается. Действительно, как новый назначенец сможет впрячь в одну упряжку МИД, Минэкономразвития и МВД - вполне самодостаточные ведомства, - да и еще вице-премьера Виктора Христенко, который также курирует федеративные отношения?

Изменений в кадровом составе вице-премьеров источники "НГ" в Белом доме и Кремле пока не ждут, несмотря на наличие определенных претензий к работе отдельных министров. Не слишком довольны деятельностью социального блока правительства, но, как уверяют на Краснопресненской набережной, пока трогать никого не будут (даже министра образования Филиппова). В Кремле вообще считают, что женщина - вице-премьер, да еще и ведающая заботой о гражданах, - неплохая пиар-находка, смотрящаяся почти как "Родина-мать". Впрочем, в Белом доме за "Родину-мать" держат все-таки финансового вице-премьера Алексея Кудрина: "И слезы вытрет, и накормит".

В общем, особых поводов для беспокойства у чиновников с Краснопресненской набережной пока нет - состоялся очередной косметический ремонт правительства кремлевскими строителями. Легкая рокировочка была, скорее, необходима для сохранения за хозяином Кремля имиджа последовательного политика: раз сказал, значит, сделал. В начале года Путин изрядно напугал правительство предстоящей реформой, которую широко рекламировали и в Белом доме, и в Кремле. Однако реклама продает имидж, а не товар. Именно так произошло и с реформой кабинета министров.

Впрочем, и эти изменения выявили определенные тенденции. Растет количество вице-премьеров, совмещающих эту должность с министерской. Михаил Касьянов, комментируя назначение Ильи Клебанова, успешно поднявшего АПЛ "Курск", сказал, что совмещение поста заместителя председателя правительства с должностью министра промышленности, науки и технологий вызвано "необходимостью концентрации усилий государства в управлении военно-промышленным комплексом". Собственно, сокращение "поголовья" вице-премьеров было основной идеей реформирования правительства. В администрации президента хотели укрупнить министерства, передав им дополнительные функции и уйти от практики, когда вице-премьер становится "старшим разводящим" между министрами. Когда речь заходит о бюджетных деньгах, направляемых на реализацию различных правительственных программ, между министерствами неизменно завязывается драка. Так, на программу "Электронная Россия", разработанную Минэкономразвития, имеет виды, и вполне законно, Министерство связи. В итоге программа до сих пор не подписана. Кто будет реализовывать проект по информатизации образования, которым занимается и Минэкономразвития, и Минсвязи, и Минобразования, также неясно. Предполагалось, что устранять эту путаницу будут "укрупненные" министры. Именно эта идея, рожденная в окружении Путина, претворяется в жизнь, правда, "окружным путем": вице-премьеры наделяются более широкими, в том числе и министерскими полномочиями.

Причин трансформации главной идеи несколько. Во-первых, аппараты практически всех министерств не готовы к дополнительной нагрузке. Во-вторых, в Москве не хватает квалифицированных кадров, вплоть до министров. В-третьих, для подобных реформ необходимо изменить ряд федеральных законов, связанных с деятельностью правительства. Так что суперминистерства проще отдать на откуп вице-премьерам, что и происходит. Сельскохозяйственный вице-премьер, кроме урожая, ведает и машиностроением, и лизингом, и семенным банком вместе со всеми российскими стадами, да еще и борется с ящуром. Финансовый заместитель Касьянова, занимающийся распределением денег, в скором времени (согласно требованиям ВТО) может озаботиться и их сбором. Если создадут финансовую разведку, она окажется под кураторством Минфина. "Военно-научный" вице-премьер будет заниматься оборонным комплексом, всей наукой, промышленностью и новыми технологиями. Следуя этой логике, для двух вице-премьеров, пока еще находящихся "в свободном полете", тоже должны найтись соответствующие министерства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
312
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
345
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
1853
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
2071

Другие новости