0
910
Газета Экономика Интернет-версия

17.10.2001 00:00:00

Российская моська игнорирует слона

Тэги: российский, производитель, конкуренция


В КОМ видит своего главного конкурента российский производитель? Казалось бы, достаточно взглянуть на магазинные прилавки, где отечественный товар теснят горы импорта, чтобы дать однозначный ответ на поставленный вопрос. Однако не стоит торопиться - российский промышленник несколько иного мнения.

Об этом свидетельствует научное исследование заведующего лабораторией Института экономики переходного периода (ИЭПП) Сергея Цухло. Он подверг анализу результаты мониторинга, начатого в рамках европейских гармонизированных опросов еще в 1995 году. В течение 6 лет руководителям около 1000 российских промышленных предприятий дважды в год (в апреле и октябре) предлагалось оценить уровень конкуренции на рынках сбыта своей продукции со стороны конкурентов: а) отечественных; б) из стран СНГ; в) из дальнего зарубежья. Респондентам предлагалось давать оценки по следующей шкале: высокая-умеренная-слабая-никакой-сложно оценить. Организаторы опроса намеренно отказались от анализа чисто экономических показателей, по которым можно было бы судить об уровне конкуренции. Посчитали, что никто так остро ее не ощущает, что называется, на собственной шкуре, как руководитель предприятия.

Результаты опросов не оставляют камня на камне от обыденных представлений, будто российский промышленник пуще огня боится конкурентов из наиболее развитых стран, продукция которых получила мировое признание и на несколько порядков выше по качеству, чем товар с маркой родного предприятия. Абсолютное большинство опрошенных видят конкурента номер один не в дальнем зарубежье, а в отечестве.

Скажем, традиционно считается, что наиболее пострадали от "оккупации" импорта российские текстильные предприятия. Однако только дважды - в октябре 1996 и 1997 годов - респонденты от легкой промышленности поставили на первое место конкурентов из дальнего зарубежья, причем оценили остроту борьбы за рынки сбыта по шкале "умеренная". В течение же 1997-2001 годов опрошенные уже не делали различий между производителями из развитых стран и стран СНГ и оценивали соперничество с ними как "слабое". Главным соперником вновь был назван отечественный производитель. Примерно такая же ситуация с небольшими отличиями и по другим отраслям.

Ситуация на первый взгляд парадоксальная. Продукция большинства российских промышленных предприятий по своему качеству не в состоянии конкурировать на отечественном рынке (о зарубежных и говорить не приходится) с ее западными аналогами. Этого может не видеть только слепой. Директор завода, выпускающего, условно говоря, стиральные машины типа "Вятка", прекрасно осознает, что его товар не может тягаться с продукцией, например, шведской фирмы "Электролюкс". Почему же наш производитель "в упор" не замечает более сильного западного соперника, объявляя своим главным конкурентом соотечественника, чей товар столь же далек от мировых стандартов качества? И стоит ли принимать на веру его оценки, тем более закладывать в основу серьезных научных изысканий?

Российские промышленники в опросных листах, пожалуй, не лукавят. Конечно, далекий зарубежный монстр, покоривший своей продукцией мировой рынок, представляет для них определенную головную боль. Но, во-первых, свергнуть его превосходство нет пока никакой возможности, а, во-вторых, российский рынок настолько емок, что на нем находит сбыт и не доведенная до высоких потребительских кондиций отечественная продукция в силу своей дешевизны. В-третьих, конкурент из дальнего зарубежья ведет себя в России цивилизованно, законопослушно. Совсем другое дело - свой, доморощенный соперник. В борьбе за собственность и рынки сбыта он привык применять совсем иной арсенал - от "разборок" и "стрелок" в присутствии "крыш" из преступных сообществ до заказных взрывов, убийств и похищений людей. "Динамит в России давно стал средством конкурентной борьбы, - сказал корреспонденту "НГ" автор исследования Сергей Цухло. - А потому у меня нет никаких сомнений в искренности тех оценок, которые высказали наши респонденты в ходе опросов".

Говоря образно, российские моськи на отечественных товарных рынках давно видят зарубежного слона и стараются не попасть ему под ноги. Правда, дружно лаять на него мешает одно - пока грызутся между собой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
495
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2211
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1448
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1081

Другие новости