ЧЕМ ДАЛЬШЕ продвигается работа властных структур над главным финансовым документом страны и чем больше согласований он проходит, тем больше недостатков видят в нем независимые эксперты.
Особую обеспокоенность вызывает резкое падение цен на нефть на мировых рынках, которое случилось после 11 сентября. Около 45% доходов российского бюджета зависит от конъюнктуры мирового сырьевого рынка. Между тем старший экономист компании "Тройка-Диалог" Олег Вьюгин считает, что в целом на мировых сырьевых рынках в обозримой перспективе будет формироваться тенденция к снижению цен на нефть, которые будут колебаться в диапазоне 20-22 долл. за баррель. По мнению экономиста, фактором, способствующим снижению цен на нефть, будет и международная антитеррористическая кампания.
Напомним, что доходная часть российского бюджета сформирована из расчета стоимости нефти 23,5 долл. за баррель. Поэтому в долгосрочном плане в случае падения цены российской нефти ниже указанного уровня сокращение доходов бюджета неизбежно. Однако кроме пока еще весьма сомнительного получения дополнительных поступлений эксперты аудиторско-консультационной компании "Финансовые и бухгалтерские консультанты" (ФБК) обратили внимание еще на один принципиальный недостаток проекта бюджета, о котором в пылу распределения мифических доходов, похоже, забыли и сами разработчики, и правительство, и депутаты. Создание резервного фонда, который должен аккумулировать средства для выплаты внешних долгов 2003 года, сегодня пока еще является просто незаконным. В Бюджетном кодексе не определен ни статус нового образования, ни источник его формирования, ни порядок использования средств. А отсутствие юридического статуса и законодательно закрепленных механизмов распределения денег оставляют слишком много лазеек для нецелевого использования средств. По мнению аналитиков ФБК, образование финансового резерва требует внесения изменений в Бюджетный кодекс.
В отличие от ранее образованных резервных фондов (Фонд президента, Фонд правительства), которые были включены в состав бюджетных расходов, финансовый резерв вынесен за рамки бюджета, то есть по сути своей является внебюджетным фондом. Однако статья 144 Бюджетного кодекса содержит закрытый перечень внебюджетных фондов, изменение или дополнение этого списка должно быть законодательно оформлено.
Выбор источников формирования резервного фонда также противоречит действующему Бюджетному кодексу. Согласно закону все дополнительные доходы должны направляться на погашение госдолга, а не в какие-либо фонды.
Следует заметить, что сама идея создания резервного фонда не соответствует зарубежному опыту организации стабилизационных фондов. Так, например, в Норвегии абсолютно все доходы, в том числе и полученные от благоприятной мировой нефтяной конъюнктуры, стекаются в бюджет. И только потом принимаются решения о переводе части денег на счет Государственного нефтяного фонда Норвегии.