СЕГОДНЯ на заседании кабинета министров должна была рассматриваться концепция образовательной политики России на ближайшее десятилетие. Однако вопрос перенесен на более поздний срок. Напомним, что базисный документ рассматривался на Госсовете в конце августа этого года и затем был отдан на доработку. По отзывам известных академиков, членов рабочей группы Госсовета и представителей педагогической общественности обсуждаемая концепция - качественный сдвиг в сторону интересов образования. "По сравнению с распоряжением # 1072-Р, которое определило план действий правительства в отношении образования, в обсуждаемом документе переведены на уровень эксперимента многие спорные пункты, такие, как 12-летнее обучение и единый экзамен, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "НГ" заместитель председателя думского комитета по образованию и науке Олег Смолин. - Окончательного документа я не видел, но, судя по варианту, представленному на Госсовете, из него исчезли предложения правительства, вызвавшие резкую критику педагогической общественности. Это - государственные именные финансовые обязательства (ГИФО, иначе - ваучеры), предложения об изменении статуса государственных учебных заведений и другие".
Как будет выглядеть документ после усилий чиновников, не претерпит ли он существенных изменений? Определенные опасения на этот счет есть. Олег Смолин, ссылаясь на печальный опыт принятия национальной доктрины образования, считает, что текст документа может претерпеть значительную правку: "Доктрину мы готовили вместе с правительством, и руководителем комиссии был тогда премьер-министр Владимир Путин. Документ был принят на заседании правительства "за основу", но позднее Минфин, Минэкономики и Минобразования потрудились над ним так, что все конкретные (финансовые, в частности) нормы, связанные с социальной защитой населения, оказались исключены".
В центре основных дискуссий по модернизации образования - вопрос о возвращении образовательных учреждений в ведение государства. Предыстория такова: по Конституции РФ 1993 года органы местного самоуправления рассматривались как часть органов государственной власти. Но позднее от этого отказались, и, соответственно, большая часть школ и учреждений дошкольного образования была передана в ведение муниципалитетов. Между тем по Конституции Российской Федерации право на бесплатное образование (на определенных уровнях) гарантирует государство. Первыми "заострили" проблему профсоюзы работников образования и науки. "Очевидно, что государство не может уклоняться от ответственности за общее школьное и дошкольное образование, - отметил Олег Смолин. - Вместе с тем мы полагаем, что нахождение школ не в государственной, а в муниципальной собственности - не главная причина кризиса в обеспечении финансирования школ. Все упирается в экономику. Если бы были нормальные местные бюджеты и федеральный бюджет в полном объеме финансировал образование, то так остро вопрос не стоял бы. Я напомню, что с 1990 по 1998 год финансирование школ сократилось примерно в 8 раз. И хотя в последние годы федеральный бюджет по образованию имеет тенденцию роста, реальных потребностей (с учетом инфляции) он по-прежнему не покрывает".