ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ по-прежнему пытаются найти компромиссное решение, по какому пути пойдет предстоящая реформа МПС. На днях Министерство путей сообщения обсуждало за круглым столом ряд законопроектов, которые станут правовой основой крупномасштабных реформ всей системы железнодорожного транспорта. Речь идет о почти полной переработке федеральных Законов "О федеральном железнодорожном транспорте", "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", серьезной корректировке Закона "Об открытом акционерном обществе "Российские железные дороги", а также о внесении частичных изменений и дополнений в Закон "О естественных монополиях". Как показала двухчасовая дискуссия, в которой участвовали представители не только госструктур, но и предпринимательских кругов, прохождение этих законопроектов будет сопровождаться острейшей борьбой.
Пока нет единства в позициях и взглядах на правовые основы реформы даже у заинтересованных сторон, представляющих государство. К примеру, претензии принципиального характера к законопроектам, разработанным в недрах МПС, имеют эксперты Минтранса. В частности, они фактически обвиняют авторов законопроектов в том, что в проект Устава до сих пор так и не был включен специальный раздел об узловых соглашениях, регулирующих взаимоотношения между железной дорогой и организациями других видов транспорта, чем игнорируются интересы последних. Серьезно расходятся по ряду основополагающих положений законопроектов и эксперты Минэкономразвития РФ. Впрочем, это вполне объяснимо, поскольку именно МЭРТ принимало активное участие в разработке концепции реформы железнодорожного транспорта и было главным оппонентом МПС.
Что же касается пользователей железных дорог, то их претензии более серьезны. В заключениях экспертов ИКЦ ЗАО "Металлургтранс" отмечается, что авторы представленных законопроектов "лишают грузовладельцев возможности защищать свои интересы как на стадиях установления договорных отношений, так и в оперативной обстановке", урезают права потребителей услуг железнодорожного транспорта.
Особую обеспокоенность высказал руководитель объединенной дирекции Ассоциации пользователей услуг транспорта Георгий Давыдов. По его мнению, создание в системе железных дорог целого ряда компаний-перевозчиков, а также владельцев инфраструктуры может создать для клиентуры множество ловушек. Скажем, отправляя груз из столицы России по железной дороге на Дальний Восток, его владелец будет иметь дело не с одним перевозчиком и владельцем инфраструктуры, а, возможно, с добрым десятком. Гарантий того, что в результате внутренних разногласий груз не будет застревать на появившихся "кордонах", в законопроектах пока нет. "Груз будет ждать на пристанционных путях, пока они (перевозчики) насудятся досыта, а как быть его владельцу? - задается вопросом Георгий Давыдов. - Кому жаловаться?"
Похоже, немалые страсти будут разгораться и вокруг положений, касающихся тарифов на перевозки. Многие грузоотправители не разделяют надежд на то, что создание железнодорожных компаний-перевозчиков и владельцев инфраструктуры, возникновение "здоровой" конкуренции между ними повлечет за собой снижение тарифов. Подобные надежды не оправдались после акционирования судоходных компаний - стоимость перевозок не только не понизилась, но даже возросла.
Между тем заместитель министра путей сообщений Анна Белова заверила участников круглого стола, что рабочая группа МПС рассмотрит все замечания и предложения. Кроме того, железнодорожники по-прежнему готовы к дальнейшему диалогу ради совершенствования разрабатываемых законопроектов. Возможно, что в результате появятся более компромиссные и сбалансированные варианты законопроектов.