ПРАВИТЕЛЬСТВО и Государственная Дума никак не могут договориться. На этот раз о ставке налога с продаж (НСП), причем борьба развернулась вокруг ее снижения всего на 1%. На следующей неделе депутаты могут одобрить поправки к главе части второй Налогового кодекса о НСП в редакции бюджетного комитета, предлагающего снизить ставку с 5 до 4%. Тогда перед регионами замаячит перспектива потери 12 млрд. руб., ведь правительство возмещать им выпадающие доходы не собирается, утверждая, что источников для финансового покрытия в проекте бюджета на 2002 год нет.
Ситуация с налогом с продаж развивалась драматически. Он был введен еще в период кризиса 1998 года Законом "Об основах налоговой системы" в качестве компенсации регионам за снижение налога на добавленную стоимость на 5%. Уже тогда эксперты заговорили о том, что налог на добавленную стоимость (НДС) и НСП фактически совпадают по своему объекту, а значит, противоречат налоговому законодательству. У сторонников отмены НСП есть и еще один важный аргумент: по мнению экономистов, он способствует развитию теневой торговли. По мнению члена Совета Федерации от Пермской области Олега Чиркунова, "экономического обоснования существования этого налога нет". Однако регионы по-прежнему живут по принципу: "если нам его дают, то почему бы не взять".
Впрочем, корректировать НСП правительству все-таки пришлось, и подтолкнул его к этому Конституционный суд (КС). Через два с половиной года после введения налога, в январе 2001 года, он признал, что содержащиеся в этом законе статьи об НСП противоречат Основному закону страны. КС постановил, что не позднее 1 января 2002 года закон должен быть приведен в соответствие с Конституцией страны, однако налог не отменил, а дал возможность правительству исправить свои ошибки. Между тем при разработке этого закона основная дискуссия возникла вокруг максимальной ставки налога и сроков его действия.
Летом этого года Дума одобрила в первом чтении поправки к второй части Налогового кодекса, сохранив 5-процентную ставку. Однако в дальнейшем депутаты предложили, что при обсуждения законопроекта во втором чтении необходимо снизить ее до 3%. Если бы это произошло, регионы и муниципалитеты, по расчетам Минфина, потеряли бы в следующем году около 25 млрд. рублей. Правительство считает, что для регионов, на плечи которых ляжет основная тяжесть по выплате зарплат бюджетникам, это станет невосполнимой потерей. Между тем депутаты не сдавались, и на заседании бюджетного комитета Госдумы победил компромиссный вариант - 4%, - предложенный главой бюджетного комитета Александром Жуковым. Возместить регионам потери в размере 12 млрд. рублей он предложил за счет передачи им права на треть земельного налога (сейчас 70% сбора земельного налога идет в региональную казну, 30% - в федеральную). Позиция главы бюджетного комитета совпала с мнением ряда представителей регионов. По информации "НГ", в Совете Федерации также зреют настроения передать в региональные бюджеты весь земельный налог.
Между тем правительство категорически против снижения ставки налога с продаж даже на 1%. Чиновники утверждают, что потребительские цены не снизятся, а источников для покрытия выпадающих доходов регионов в бюджете 2002 года нет. Таким образом, получается, что депутаты могут установить ставку в 4% и ниже, но в бюджете будет учтено, что регионы получают доходы от сбора НСП в размере 5%, считает Чиркунов.
Разногласия возникли также и по срокам действия налога с продаж. Если депутаты предлагали отменить НСП к 2003 году в соответствии с бюджетным посланием президента, то Минфин посчитал, что сделать это сейчас невозможно. Причем мотивирует эту отмену налога до 2004 года тем, что на 2003 год приходятся основные выплаты по внешним долгам.
Одобрят ли депутаты предложения бюджетного комитета или правительству удастся отстоять 1%, будет ясно на следующей неделе. Очевидно, однако, что в ходе спора о размере ставки НСП неизбежно возникнут вопросы взаимоотношения регионов и федерального Центра и разделения дополнительных доходов бюджета-2002.