0
865
Газета Экономика Интернет-версия

05.10.2001 00:00:00

Бюджет хороший, но нереальный

Тэги: кудрин, бюджет, минфин


ЧЕМ ДАЛЬШЕ проект бюджета-2002 продвигается сквозь чиновничьи дебри к обретению статуса главного финансового документа страны, тем больше критики обрушивается на Министерство финансов и его главу Алексея Кудрина. Сравнительно легко преодолев кабинет министров, бюджет попал на растерзание депутатам, причем в самом прямом смысле слова. Депутаты, обвинив ведомство Кудрина в намеренном занижении доходной части, потребовали ее увеличения на 123,7 млрд. руб. Кабинет министров с этим согласился, хотя в свете складывающейся мировой финансовой ситуации, которая вряд ли будет благоприятной для России как экспортно-ориентированной страны, такие оптимистичные надежды на нефтяную конъюнктуру кажутся малообоснованными.

Резкую критику вызвала и "двойная бухгалтерия" Минфина, согласно которой доходная часть бюджета складывается из расчета стоимости нефти 23,5 долл. за баррель, а расходная - из 18,5 долл. за баррель. Кроме того, неразбериха с выплатой внешних долгов России перешла "по наследству" и бюджету 2002 года. Долгие споры вокруг идеи помощника президента по экономическим вопросам Андрея Илларионова о создании так называемого стабилизационного фонда, куда должны были стекаться все доходы от экспорта нефти, полученные свыше цены в 12 долл. за баррель, в результате материализовались в некий резервный фонд, который будет формироваться из доходов, полученных свыше 18,5 долл. за баррель. При таком принципе формирования, если неблагоприятная конъюнктура цен на энергоносители на мировых рынках продолжится, что более чем вероятно, средств для создания финансового резерва может просто не быть. Кроме того, изначальная идея создания стабилизационного фонда заключалась и в том, что его средства представляли собой неприкосновенный запас, который позволит России довольно безболезненно пройти пиковые платежи 2003 года по внешним долгам, когда международные кредиторы должны получить от нас около 19 млрд. долл. В варианте же Минфина не существует такой жесткой "адресации" средств финансового резерва. Более того, до сих пор не разработаны механизмы траты этих денег, на что, кстати, уже обратил внимание президент. А отсутствие подобных законодательно закрепленных механизмов, по мнению Илларионова, создает слишком большой соблазн для нецелевого использования этих денег.

Еще одним камнем преткновения при составлении бюджета 2002 года стал уровень непроцентных расходов. Напомним, что в проекте документа, который был обнародован еще в июне, планировалось, что непроцентные расходы будут загнаны в жесткие рамки и составят 11,9% ВВП. То есть по сравнению с этим годом они должны были сократиться на 0,4% ВВП. Кроме объективных причин для снижения уровня непроцентных расходов существовал и субъективный стимул.

На очередной расширенной коллегии Минфина Путин обрушился с критикой на кабинет министров. Причем большая часть замечаний относилась непосредственно к Алексею Кудрину. Тогда правительству крепко досталось за рост непроцентных расходов бюджета. Именно после этого премьер-министр Михаил Касьянов заявил, что правительство при формировании проекта бюджета на 2002 год будет придерживаться принципа стабилизации непроцентных расходов по отношению к ВВП. По его мнению, уровень расходов на внутренние нужды страны в размере 12% ВВП является оптимальным вариантом. "Это то, что дает возможность обеспечивать баланс интересов", - заявил премьер.

Однако документ, который сейчас преодолел первое чтение, предусматривает значительно повышенный уровень непроцентных расходов на будущий год - 15,1%. Разница в три с лишним процента между заявленным премьером показателем и величиной, заложенной Минфином, вряд ли приведет в восторг президента. Комментируя увеличение этого показателя, Андрей Илларионов позволил себе обратиться к киноклассике, процитировав закадровый текст кинофильма "Семнадцать мгновений весны": "Пьяный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку". То же самое случилось и с правительством: год воздержания от роста непроцентных расходов, чуть ли не лично контролируемых президентом, оказался непосильным для членов кабинета министров - видимо, правительство надеется на более терпимое отношение к внутренним государственным расходам 2002 года со стороны Кремля.

Правда, несмотря на все недостатки бюджета, как заметил Илларионов, качество подготовки этого финансового документа год от года повышается. Однако если учесть, что бюджет России по-прежнему "нефтяной", то такая зависимость от мировой конъюнктуры цен на энергоносители, в которой теперь явно обозначились негативные для российской экономики тенденции, позволяет поверить словам помощника президента о том, что "этот год по инерции страна еще закончит с приличными показателями, но следующий год с предложенным бюджетом для России будет сложным".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
290
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
334
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
1839
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
2049

Другие новости