ОБЕЩАННАЯ Кремлем "мягкая настройка" кабинета министров на более эффективную работу, видимо, обещает быть не такой уж мягкой. Президент Владимир Путин, защищая в конце прошлого года нынешнего премьер-министра Михаила Касьянова, в пику всем слухам о недолгой работе главы кабинета министров в его должности довольно жестко ответил, что никогда не считал Касьянова техническим премьером. Тем самым он фактически дал карт-бланш главе кабинета министров. Но очевидно, что за все промахи правительства кто-то должен нести ответственность.
Видимо, тогда и родилась идея о проведении некой "настройки" кабинета министров. Как утверждают источники "НГ" в Кремле, настройка кабинета все-таки произойдет, но она не будет иметь ничего общего с кардинальным реформированием правительства. Такая обтекаемая формулировка должна была, по идее, успокоить и занервничавших чиновников, и изрядно взбудораженных граждан, которые уже привыкли, что каждая смена правительства неизменно сопровождается очередным кризисом.
Правда, долго пребывать в спокойном состоянии правительству так и не удалось. Весенняя кампания по замене руководителей силовых ведомств на близких Путину чиновников воспринималась как начало кардинальной перестройки кабинета министров, за которой должны были последовать сенсационные отставки и назначения. Однако особых неожиданностей и скандалов не произошло, хотя это не значит, что президент отказался от идеи сформировать правительство, близкое Кремлю. Тем более что, по словам того же кремлевского источника, планка требований Путина к правительству настолько высока, что члены нынешнего кабинета "свободно под ней гуляют". Но методы нынешнего президента кардинально отличаются от modus operandi предыдущего хозяина Кремля. Более того, Путин, воспринимающийся как полный антипод Бориса Ельцина, который привык держать страну "в тонусе" путем шокирующих, порой даже эпатажных заявлений и действий, и не мог пойти по тому же пути. Кадровая революция Кремля совершается медленно, тихо, но неуклонно.
Следующим шагом после перестановки силовиков стала замена министра энергетики Александра Гаврина, которому поставили в вину срыв отопительного сезона в Приморье, на выходца из Питера Игоря Юсуфова, экс-гендиректора Российского агентства по государственным резервам. Параллельно сменил место работы и заместитель министра транспорта Виталий Артюхов, который в настоящее время в должности главы Минприроды доставляет немало головной боли сырьевикам, затеяв пересмотр уже выданных лицензий на разработку ряда месторождений. И на этом Кремль, конечно, не остановится.
В числе явных кандидатов "на вылет", судя по всему, может оказаться министр финансов Алексей Кудрин, "промахнувшийся" с бюджетом нынешнего года, когда Касьянову с трудом удалось уладить скандал, связанный с выплатой внешних долгов. Планируя финансовую жизнь России на 2002 год, Кудрин снова стал объектом нападок со стороны не только высокопоставленных чиновников, но и депутатов. Правда, претензии они предъявляли диаметрально противоположные. Если депутаты обвинили министра финансов в "утаивании" допдоходов и потребовали увеличить эту часть бюджета на 123,7 млрд. руб., то президент довольно сурово предупредил правительство, что не стоит "делить шкуру неубитого медведя", тем более что на фоне рецессии мировой экономики и падения цен на энергоносители становится сомнительной судьба не только допдоходов, но самого бюджета. А еще один скандал с главным финансовым документом страны может стать для правительственной карьеры Алексея Кудрина последним.
Однако если отставку министра финансов больше предсказывают эксперты и аналитики, то правительственные источники "НГ" довольно определенно дают понять, что вскоре свои посты могут потерять глава Минобраза Владимир Филиппов, председатель Госстроя Анвар Шамузафаров и министр по делам Федерации Александр Блохин.
Причины возможной отставки двух первых кандидатур из этого "черного списка" лежат на поверхности. Реформа образования, затеянная Филипповым, с самого начала вызывала резкую критику Белого дома, надо заметить, вполне обоснованную. Достаточно вспомнить недавний скандал с учебниками истории, рекомендованными министерством, цитаты из которых в свое время привели премьера в ужас. Что же касается Шамузафарова, то его карьера фактически "утонула" в Ленске.
Причин для отставки Александра Блохина, бывшего посла России в Азербайджане, на первый взгляд более чем достаточно. В частности, в вину главе Минфедерации ставят фактическую легализацию незаконной миграции из стран СНГ, которая доставляет немало хлопот правоохранительным органам. Страдает и экономика России. По подсчетам экспертов, убытки от деятельности нелегальных иммигрантов оцениваются в несколько миллиардов долларов ежегодно. Однако аналитики называют и другую причину, стратегически гораздо более значимую. На фоне регулярных заявлений Кремля об укреплении федерализма Министерству по делам Федерации под руководством нового, близкого президенту чиновника могут быть переданы дополнительные полномочия, и сам статус этого ведомства вырастет до ключевого.
То, что президент не намерен ограничиться уже произошедшими заменами, косвенно подтверждает и недавнее сенсационное заявление главы Центробанка Виктора Геращенко о готовности через год оставить свой пост. Причины, которые подвигли Геращенко, ставшего фактически символом Центробанка, на столь неожиданный шаг, сейчас активно обсуждаются. Активно обсуждаются и "наследники" ЦБ. Но если раньше бесспорным кандидатом на место председателя Банка России была Татьяна Парамонова, то теперь аналитики называют и фигуру, на первый взгляд довольно неожиданную, - Александра Мамута, главного оппонента Геращенко по банковской реформе. Впрочем, такое предположение имеет под собой определенные основания. Несмотря на растиражированное мнение о том, что реформа банковской системы пойдет согласно концепции ЦБ, правительство все-таки взяло на вооружение многие принципы, предложенные рабочей группой РСПП под руководством Мамута.