В СПОРЫ вокруг дополнительных доходов российского бюджета, которые уже ведут правительство и Государственная Дума, включился президент Владимир Путин. Правда, речь президента на традиционном еженедельном совещании в Кремле отличалась сдержанностью и обилием предостережений.
На фоне произошедших трагических событий в США и изменившейся мировой экономической обстановки российский бюджет на 2002 год, сверстанный в Минфине, вероятно, потерпит существенные изменения. Однако вопреки пессимистическим ожиданиям основные дискуссии развернулись вокруг предполагаемых дополнительных доходов. Депутаты настаивали на увеличении этой статьи на 123,7 млрд. руб., а правительство поспешило согласиться с ними. Такое трогательное единодушие кабинета министров и парламентариев уже вызвало критику и ряда высокопоставленных чиновников, и аналитиков, поскольку само решение об увеличении допдоходов как по заказу совпало с резким падением цен на нефть. Причем это падение поставило под угрозу не только получение дополнительных доходов, но и сам бюджет. Тем более что основной финансовый документ страны сверстан из расчета стоимости нефти 23,5 долл. за баррель, а последнее время цена черного золота существенно недотягивает до этого уровня. Как уже писала "НГ", фактически российский бюджет теперь зависит не столько от мировой экономической ситуации, сколько от ситуации политической и от того, к каким неформальным договоренностям придут США, объявившие войну терроризму, и страны - члены ОПЕК.
Видимо, поэтому президент решил слегка охладить пыл членов кабинета министров, поручив правительству сначала определить принципы распределения дополнительных доходов федерального бюджета 2002 года. Надо заметить, что президент сделал особый акцент на том, что первоочередная задача кабинета министров - именно разработка самих принципов, а не дележка пока еще не полученных доходов. При этом Путин прямо предостерег правительство от опрометчивых действий, заявив, что "делить шкуру неубитого медведя неправильно".
Наверно, чтобы смягчить русскую поговорку, Путин поручил правительству РФ все-таки "действовать самостоятельно" в вопросах, касающихся проекта федерального бюджета, оговорившись, что процесс обсуждения проекта главного финансового документа страны на следующий год - "это диалог между правительством и парламентом". То есть, по мнению президента, "можно идти по отработанной заранее схеме использования дополнительных доходов и только под контролем парламента и по договоренности с ним".
Естественно, что разговоры об увеличении доходов повлекли за собой и предостережения по поводу расходной части. Слова президента о том, что "при определении основных параметров бюджета и просчете возможных вариантов развития мы должны исходить из реалий" и "здесь не должно быть даже элементов, напоминающих головокружение от успехов", еще раз напомнили членам кабинета министров, что пока объективных поводов для оптимизма у них все-таки маловато. И на самом деле, несмотря на такую обтекаемую формулировку, как "диалог с парламентом", эта самая "светская дискуссия" может вылиться в довольно жесткие баталии по поводу дележки возможных доходов. А растаскивание дополнительных средств по кусочкам вряд ли устроит Кремль. Фактически 2002 год должен стать "накопительным" для 2003-го, на который приходится пик платежей России по внешним долгам. Еще одного скандала с международными кредиторами, подобного тому, который случился в начале этого года, Кремль просто не допустит, особенно в 2003-м, накануне новых президентских выборов. Поэтому вполне понятное желание депутатов поделить допдоходы может вступить в противоречие с позицией Кремля, который просто обязан обеспечить выплаты внешних долгов вне зависимости от реального экономического положения России.