- ГРИГОРИЙ БОРИСОВИЧ, не смолкают разговоры о том, что внеочередное общее отчетно-перевыборное собрание, состоявшееся в Сочи в начале сентября, послужило толчком для центробежных процессов в рядах РГПАУ.
- Это не соответствует действительности. Собрание, проведенное в соответствии со всеми уставными нормами РГПАУ, не могло стать причиной раскола в гильдии. Хотя, не скрою, здесь, как и в любой другой организации, существуют разные точки зрения, в том числе и по вопросу о дате проведения отчетно-перевыборного собрания. И это нормально.
- Вы говорите о директорах некоторых филиалов гильдии?
- В частности. С большим сожалением приходится отметить, что правовой нигилизм - это обычное явление, когда даже образованные люди пытаются в сиюминутных групповых интересах приспособить под себя закон или устав организации. Порой очень непросто каждому из нас брать на себя обязанность строго исполнять положения действующего устава РГПАУ, но без этого у гильдии нет будущего.
- В этой связи возникает вопрос: насколько при таком противодействии высокопоставленных чиновников руководителям Российской гильдии в федеральных округах было сложно подготовить общее собрание?
- Это могло бы стать для гильдии настоящей проблемой, если бы не поддержка арбитражных управляющих на местах. Во всех субъектах России проводились региональные конференции, на которых обсуждалась повестка дня предстоящего собрания, выдвигались кандидатуры на руководящие должности РГПАУ. Общее собрание состоялось и прошло успешно.
- Насколько легитимным можно считать состоявшееся собрание?
- Подготовка к собранию велась в строгом соответствии с уставом РГПАУ и законодательством Российской Федерации. 21 июля 2001 года Совет партнерства - постоянно действующий коллегиальный орган РГПАУ - принял решение о проведении общего отчетно-перевыборного собрания. В связи с тем что в плановом порядке собрание должно было состояться в декабре этого года, исполнительный орган гильдии занялся подготовкой внеочередного собрания, которое согласно пункту 7.5 устава гильдии должно состояться не позднее 45 дней после даты принятия решения Советом партнерства. Были проведены региональные конференции во всех федеральных округах, избраны делегаты. В работе собрания принял участие один из соучредителей партнерства - Федеральная служба по финансовому оздоровлению (ФСФО) России в лице первого заместителя руководителя ФСФО России Олега Черныша.
- Почему Федеральной службой в отношении многих членов РГПАУ именно за последнее время были открыты надзорные дела?
- Такая позиция ФСФО России для меня тоже представляется недостаточно ясной. Возможно, что это простое совпадение. Во всяком случае, я не хочу и не буду подозревать одного из учредителей гильдии и партнера в работе по финансовому оздоровлению российских предприятий в наличии какого-либо злого умысла. Надеюсь, что предстоящие проверки поставят все на свои места.
- Не секрет, что в ряде регионов России члены РГПАУ подвергаются откровенному давлению со стороны ФСФО России.
- Я прошу вас не путать такие вещи, как произвол чиновников на местах, со стратегической линией Федеральной службы на взаимодействие с Российской гильдией. То, что творится в регионах, заслуживает отдельного разбирательства.
- И еще вопрос, не касающийся внутренних проблем РГПАУ. Какова ваша точка зрения на проект закона о несостоятельности (банкротстве), представленный Министерством экономического развития и торговли России?
- Вы затронули самый важный для нас, арбитражных управляющих, вопрос. Для успешной реализации потенциала антикризисного управления в нашей стране жизненно важно принятие законодательных актов, регулирующих нашу работу с проблемными предприятиями по всей России. Нельзя сказать, что проект идеален, но в целом представляется достаточно интересным. Не могу не отметить расширение полномочий саморегулируемых общественных организаций. Это значительный шаг вперед. Вместе с тем с сожалением приходится говорить о том, что статус управляющего не претерпел никаких изменений. Между тем совершенно необходимым является законодательное закрепление понятия "антикризисный управляющий" в профессиональную практику. Более того, необходимо создать условия, при которых специалист антикризисного управления не сможет находиться вне рамок саморегулируемого общественного объединения и будет работать в нем на профессиональной основе.
В проекте нового закона не представлено в достаточной мере развитие такого направления современного антикризисного управления, как деятельность управляющих компаний. Управляющая компания, создаваемая совместно региональными администрациями и саморегулируемой общественной организацией, наделяемая полномочиями генерального кредитора, объединяет вокруг себя не только квалифицированных арбитражных управляющих, но и ведущих специалистов смежных отраслей: консультантов, экспертов, аудиторов.
- Как вы относитесь к отмене лицензирования деятельности арбитражных управляющих, вступающей в силу с 2002 года?
- Этот вопрос до сих пор не получил однозначной оценки в рядах сообщества управляющих. С одной стороны - нас, как и многих других, беспокоят возможные последствия проникновения на рынок антикризисных услуг большого количества случайных людей без опыта, знаний или представляющих частные интересы. С другой стороны - с введением сертификации деятельности управляющих, при активном участии саморегулируемых общественных организаций, несомненно, удастся сохранить цивилизованное начало в сфере антикризисного управления. Поэтому мы поддерживаем позицию министра промышленности, науки и технологий Александра Дондукова, который на заседании круглого стола по проблемам финансового оздоровления российских предприятий 7 сентября 2001 года высказался за введение института сертифицирования.
- Каким вам представляется будущее гильдии?
- Будущее нашей организации неразрывно связано с процессами модернизации и реформирования российской экономики. Гильдия нужна и востребована сегодня как никогда раньше. РГПАУ представляет собой четко выстроенную структуру с разветвленной сетью филиалов и представительств, что позволяет ей выполнять сложнейшие задачи по оздоровлению российских предприятий во всех субъектах Федерации, работая в этом направлении совместно с кабинетом министров России. С сожалением приходится констатировать тот факт, что пока такие задачи перед гильдией поставлены не были. Очень важно определить пути реализации огромного потенциала организации в деле оздоровления реального сектора экономики. Российская гильдия уже сегодня принимает активное участие в формировании национальной программы финансового оздоровления. На заседании Совета партнерства гильдии 21 июля 2001 года руководитель ФСФО России Татьяна Трефилова высказала мнение о необходимости создания общероссийской ассоциации антикризисных управляющих, способной объединить усилия всех саморегулируемых общественных объединений в целях наиболее эффективного использования потенциала этих организаций. Это предложение было поддержано. На состоявшемся 8 сентября 2001 года собрании РГПАУ делегатами всех регионов нашей страны с большим удовольствием была воспринята информация о создании Российской ассоциации антикризисного управления (РААУ). Сегодня мы констатируем, что никто из основателей РГПАУ, в том числе ФСФО России, не вышел из числа соучредителей гильдии. И более того, многие новые организации влились в ее состав, что, конечно, поможет поставить работу нашей организации на качественно новый уровень. Принимать участие в реализации национальной программы финансового оздоровления и реструктуризации российских предприятий, разработкой которой мы занимаемся в составе Координационного совета по финансовому оздоровлению, участвовать в законотворческом процессе совместно с комитетами Государственной Думы РФ - вот основные приоритеты деятельности российской гильдии.