КРЕМЛЬ начал работу по ликвидации последних вольностей регионов - процесс централизации властных полномочий вступил в новую фазу. Создание федеральных округов и значительное сокращение роли верхней палаты парламента в политической жизни страны, а также приведение регионального законодательства в соответствие с общероссийским были только начальным этапом жесткого подчинения регионов власти Кремля. Как уже писала "НГ", президентская комиссия под руководством замглавы администрации президента Дмитрия Козака помимо пересмотра договоров и соглашений должна выполнить более грандиозную по своим масштабам задачу - распределить полномочия во всех без исключения сферах жизни государства между Центром, регионами и муниципалитетами. Для этого членам комиссии придется пересмотреть более 300 федеральных законов, а для начала - обработать предложения представителей регионов и чиновников министерств и ведомств.
В результате реформирования законодательной базы за каждой ветвью власти должны быть закреплены определенные полномочия. Сейчас значительное число вопросов находится либо в совместном ведении регионов и Центра, либо закон вообще не определяет, кто и чем должен заниматься. К числу проблемных сфер относятся печально известный жилищно-коммунальный комплекс, здравоохранение, образование. Также непонятно, кто и сколько должен платить по ведомственным льготам. В свою очередь, ряд функций, которые лежат на местных и региональных властях, в достаточной мере финансированием не обеспечены. Что, естественно, дает региональным лидерам веские основания кивать в случае неудач на Москву. Энергетический кризис в Приморье - наиболее яркий пример перекидывания проблем с одного властного уровня на другой.
Эту неразбериху и пытается упорядочить федеральный Центр, распределив зоны ответственности между всеми уровнями власти. Каждая из закрепленных функций будет жестко привязана как к расходной, так и к доходной статьям бюджета. Таким образом, предполагается, что финансовая деятельность субъектов Федерации должна стать абсолютно прозрачной для Кремля. У Центра появится возможность отслеживать реальное прохождение субвенций и субсидий, ежегодно выделяемых Москвой в помощь регионам. Фактически Центр сможет полностью контролировать их финансовую деятельность.
Но это далеко не все, что Кремль может получить от задуманного процесса разграничения полномочий. Не менее важно, что у Центра появляется мощный рычаг давления на губернаторов. Правительство уже предложило свой вариант наказания особо провинившихся субъектов Федерации. В случае если региональные власти неспособны эффективно выполнять свои финансовые обязательства, контроль за исполнением бюджета возьмет на себя федеральный Центр.
И, наконец, главное: под контроль Кремля должны окончательно перейти ключевые с точки зрения централизации властных полномочий сферы. Как это будет происходить, наглядно показывает Закон "О разграничении госсобственности на землю", для принятия которого Думе пришлось преодолеть вето Совета Федерации. Этот закон зафиксировал принцип, по которому земля будет передаваться тому уровню власти, имущество которого на нем расположено. Что касается земли под приватизированными предприятиями, то она перейдет в имущество того, из чьей собственности оно приватизировано. В результате принятия этого закона регионы потеряли право распоряжаться значительной частью земли.
Несмотря на очевидную выгодность всей реформы Кремлю, регионы все-таки получают свои скромные плюсы от процесса разграничения полномочий. Губернаторам не придется больше нести ответственность за проколы муниципалитетов. А федеральный Центр, по крайней мере этого не исключают в президентской комиссии, может дать регионам дополнительные налоговые полномочия. Правда, пока не совсем понятно, готовы ли региональные лидеры отдать ключевые функции в обмен на дополнительные доходы региональных бюджетов, которые будут полностью подконтрольны Центру.