МЫ КАЖДЫЙ день узнаем о промышленных предприятиях и компаниях, над которыми нависла черная тень банкротства. В связи с этим интересно знать, как в течение веков менялся правовой взгляд в России на это, увы, неизбежное, явление экономики.
Первоначально банкротство классифицировалось как тягчайшее преступление. Об этом говорят методы, применявшиеся к неудачливым предпринимателям. Было время, когда право разрешало казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба. Несостоятельность ассоциировалась с позором. Существовали законы, разрешавшие кредитору разрубать несостоятельного должника на части.
Шло время, люди стали более терпимо относиться к неудачливым коммерсантам, а внимание законодателя с тела не способного платить должника перешло на его имущество.
Как бы то ни было, отношение к проблеме банкротства как к чрезвычайно серьезной, острой, требующей гибкого, продуманного и эффективного правового регулирования сохранилось и сегодня.
Банкротский устав
В России понятие несостоятельности имеет более чем 260-летнюю историю.
Гражданско-правовое регулирование банкротства оказалось делом достаточно сложным.
В дореволюционной России была создана целая система норм о банкротстве, которые образовывали конкурсное право.
Истории известно о существовании нескольких проектов уставов о несостоятельности, а также два конкурсных устава - 1800 и 1832 годов, которые применялись весьма широко.
Первым нормативным документом в России, регулирующим процедуру банкротства, был "Банкротский Устав", принятый 15 декабря 1740 года. Во многом этот документ копировал западноевропейское законодательство, что, в свою очередь, сказывалось на его применении в нашей стране.
В 1800 году с учетом национального менталитета и состояния российской экономики принимается новый закон - "Устав о банкротах". Но и он не отвечал необходимым требованиям. Его также пришлось дорабатывать.
Только в 1832 году принимается наиболее совершенный закон "Устав о торговой несостоятельности", который с небольшими изменениями применялся до Октябрьской революции 1917 года.
Устав различал два типа несостоятельности - торговую и неторговую. Под первым типом понималась несостоятельность, когда банкроты действовали на основании купеческих или промысловых свидетельств. К ним относились все торговые и промышленные предприятия (за исключением золотодобывающих и горнодобывающих), ремесленники и т.д. Ко второму же относились все остальные лица.
В отличие от современного законодательства по несостоятельности законом предусматривалось две процедуры, в том числе административное (опекунское) и конкурсное управления.
Административное управление вводилось только при наличии двух условий. Во-первых, если должник мог покрыть своим имуществом не менее 50% от общего долга. Во-вторых, если решение собрания кредиторов было утверждено решением местной биржи. Собрание кредиторов обязано было обратиться в биржевой комитет с просьбой о рассмотрении возможности введения на конкретном предприятии административного управления. В свою очередь, биржевой комитет должен был избрать шесть наиболее авторитетных купцов, торгующих на бирже и не бывших банкротами, для рассмотрения поступившей просьбы. Они во главе с председателем биржевого комитета простым голосованием и принимали решение о назначении администрации или об объявлении предприятия банкротом. Затем решение передавалось в коммерческий суд, который принимал его или отклонял.
Новая администрация управляла предприятием на правах полного хозяина и являлась представителем не кредиторов, а самого должника. Одновременно с этим вводилась отсрочка по всем платежам должника. Второе условие при введении административного управления своеобразно сказалось на всем российском биржевом движении. Биржи начали создаваться в тех местах, где отсутствовали три основных условия их функционирования, в том числе наличие товара, капитала и узкой прослойки профессиональных спекулянтов. В результате из более чем сотни бирж, которые действовали в России, только 10-15 выполняли свои классические функции, остальные, по сути, являлись своеобразными агентствами по несостоятельности.
Статистика
Законодательство по несостоятельности в России достаточно часто использовалось. Так, только за период 1893-1907 годов в стране было ликвидировано 546 акционерных обществ с собственным капиталом 1142,0 млн. руб. Для сравнения, в этот же период в России было учреждено 1190 акционерных обществ с собственным капиталом 2147,7 млн. руб. Часто под банкротство попадал страховой бизнес (на каждую десятую компанию открывалось дело по несостоятельности) и каждое двадцатое предприятие в металлообрабатывающей промышленности, машиностроении и металлургии.
РеволюциЯ в банкротстве
Вторым этапом развития российского конкурсного права стал ряд законов, включенных в Гражданский кодекс РСФСР 1922 года, затем в Гражданско-процессуальный кодекс 1927 года. Конкурсное право этого периода существенно отличалось от дореволюционного, "сданного в архив истории". Процесс о несостоятельности был весьма сокращен, проводился не кредиторами, практически не имевшими никаких прав, а государственными органами.
Со свертыванием нэпа применение института несостоятельности на практике прекратилось, в связи с чем через некоторое время соответствующие разделы были исключены из кодексов, а также из учебников по гражданскому праву и процессу "как не имеющие практической значимости". Советское право отказалось от регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, поскольку существование этого института совершенно несовместимо с монополией государственной собственности и господством плановых начал в экономике. В результате на протяжении десятилетий функционировали многие убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов. Отсутствие в законодательстве института банкротства породило неустойчивость кредитных отношений, нездоровое положение в сфере предпринимательства и незащищенность участников гражданского оборота.
Вред оздоровлениЯ
С распадом Советского Союза и возрождением рыночных отношений начался третий в истории России этап - этап развития гражданско-правового регулирования банкротства. Первым документом, подтверждающим внимание государства к данной проблеме, стал Указ президента РФ от 14 июня 1992 года # 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур". Однако на практике этот указ имел весьма ограниченное применение из-за содержавшихся в нем неточностей и ошибок. Указ определил срок его действия: с момента опубликования до принятия закона "О банкротстве".
19 ноября 1992 года был принят Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", в соответствии с которым стало возможным проведение конкурсного процесса. Постепенно практика применения этого закона выявила существенные его недостатки.
Однако он имел, несомненно, и положительный эффект. Прежде всего появилась принципиальная возможность признания банкротом нерентабельных хозяйствующих субъектов. Количество рассмотренных арбитражными судами дел увеличилось со 100 в 1993 году до 1035 в 1996 году. В 1997 году, по данным Федеральной службы по делам о несостоятельности, было 3700 банкротств предприятий.
Развитие законодательной базы в стране во многом не успевало за экономикой, и следующий Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" появился только 8 января 1998 года.
Он значительно отличается от действовавшего ранее и включает в себя целый ряд положений, явившихся новыми для российского законодательства. В основу критерия банкротства в новом законе законодатель заложил принцип неплатежеспособности, т.е. неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Предыдущий закон допускал подход, при котором участниками имущественного оборота могли быть лица (организации, предприниматели), не способные оплачивать полученные ими товары, работы, услуги, поскольку для признания юридического лица несостоятельным было необходимо установить его неоплатность. Т.е. в каждом конкретном случае требовалось проводить анализ баланса должника, и только если величина долгов превышала величину активов, возможно было вынесение решения о признании несостоятельности.
Банкротство по понЯтиЯм
По сравнению с Законом от 19 ноября 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" объем нового закона вырос более чем в три раза. Усложнился и расширился понятийный аппарат, внесено много уточнений процессуального характера, появилось много принципиально новых норм материального права.
Новая редакция закона отметает главный аргумент должника: "Я не плачу потому, что не заплатили мне". Законодатель не принимает во внимание дебиторскую задолженность перед должником.
По структуре нынешний закон стройнее и последовательнее прежнего. В нем нет тех смешений процессуальных и материальных норм, которые были характерны для закона от 19 ноября 1992 года. Например, нормы глав 1, 2, 4 направлены на урегулирование материально-правовых вопросов. Глава 3 - "Разбирательство дел о банкротстве в Арбитражном суде" - целиком посвящается особенностям рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами.
Здесь логически последовательно излагаются процессуальные правила, начиная с вопросов подведомственности и подсудности и кончая распределением судебных расходов. Закон определил и досудебные процедуры - предупредительные меры и досудебная санация. В старом законе санация рассматривалась как одна из реорганизационных процедур, производимых судом. Закон 1998 года в отдельных параграфах отразил особенности процедуры банкротства для сельскохозяйственных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.
Надо сказать и о понятийном аппарате. Основные понятия содержит статья 2 нового закона. Уточнения коснулись, например, арбитражного управляющего, который сегодня может выступать в трех лицах: временного, внешнего и конкурсного.
Кроме нового определения банкротства, закон 1998 года содержит признаки банкротства. Здесь уточняется срок неисполнения должником обязательств, который составляет 3 месяца (с момента наступления даты исполнения). Что касается размеров задолженности, позволяющей Арбитражному суду возбудить дело о банкротстве, то в соответствии с законом 1998 года они составляют: для юридических лиц - не менее 500, а к должнику- гражданину - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, российский закон, кроме факта неплатежей и временного их отрезка, устанавливает и минимальную задолженность.
Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там минимальная задолженность составляет 750 фунтов стерлингов) в отличие от права Франции, где достаточно формального признака несостоятельности - прекращения платежей.
Отдельный разговор - процедуры банкротства. Закон от 19 ноября 1992 года делил их на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизация включала внешнее управление и санацию, а ликвидация предполагалась в процессе конкурсного производства. Новый закон не употребляет терминов "реорганизация" и "ликвидация". Статья 23 выделяет четыре процедуры для юридических лиц и две - для должников-граждан. Общими являются конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют наблюдение и внешнее управление.
УправлЯющий на времЯ
Более десяти статей Закона 1998 года посвящаются процедуре наблюдения. Законодательно определяются основные последствия введения наблюдения. Среди них - назначение временного управляющего и ограничение органов управления должника на совершение сделок.
Статья 58 устанавливает, что сделки, связанные с распоряжением недвижимостью, иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника, а также связанные с получением и выдачей займов, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления, должны совершаться исключительно с согласия временного управляющего.
Достаточно подробно регламентируется и осуществление внешнего управления, которое может быть установлено на срок до 12 месяцев с возможностью продления еще на полгода. Здесь руководитель должника отстраняется от должности и назначается внешний управляющий, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. В отношении действий по распоряжению имуществом вводятся еще более жесткие ограничения. Например, ст. 76 закрепляет, что крупные сделки (с недвижимостью и имуществом, превышающим по стоимости 20% активов должника, а также сделки, в которых имеется заинтересованность) должны заключаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов. Внешний управляющий в этот так называемый период "подозрительности" наделяется правом возбуждения ходатайства в Арбитражный суд о признании сделки должника недействительной, если эта сделка может причинить убытки или влечет предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими.
Конкурсное производство
Закон подробно останавливается на процедуре конкурсного производства. Во-первых, речь идет о сроке (он не может превышать один год) и правовых последствиях открытия конкурсного производства.
Так, согласно ст. 98 с открытием конкурсного производства считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств, прекращается начисление неустоек и процентов, снимаются ограничения на коммерческую тайну, а также ранее наложенные аресты и т.п.
Во-вторых, законодатель подробно определил полномочия конкурсного управляющего. В частности, последний наделяется функцией осуществления инвентаризации и оценки имущества должника. В этой главе речь идет о конкурсной массе, счетах должника в ходе конкурсного производства, очередности удовлетворения требований кредиторов и порядке продажи имущества должника.
Достаточно внимания закон уделил и мировому соглашению. Ему посвящена глава 7, включающая десять статей, подробно раскрывающих форму, содержание и правовые последствия заключенного мирового соглашения.
Различные отрасли экономики имеют разную структуру и пути развития. Разумно было бы предположить, что и деятельность предприятий, относящихся к разным сферам бизнеса, должна регулироваться отдельными правовыми актами. Вот почему вслед за принятием общего Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года последовали такие, как федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 года и "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" от 24 июня 1999 года.