ЗАПАДНЫЕ исследователи, проведя сравнительный анализ отдельных факторов банкротства предприятий, пришли к выводу, что до 80% случаев причины банкротства предприятий могут быть сведены к "человеческому фактору", т.е. к неопытности, некомпетентности, расточительности, склонности к спекуляциям или нечестности самих предпринимателей. Основная часть банкротств приходится на долю вновь образованных компаний, тогда как фирмы старше пяти лет обнаруживают более высокую устойчивость.
Главное - "правильный" банк
Как правило, новая компания испытывает острый недостаток оборотных средств. Самое простое решение данной проблемы - взять кредит в банке. Для последнего жизненно важно правильно оценить представленный бизнес-план, поскольку он рискует просто не вернуть свои деньги.
Так, крупнейший европейский банк "Креди Лионнэ" понес в начале 90-х годов значительные убытки, предоставив миллиардные кредиты на сомнительные операции итальянским финансистам Паретти и Фиорини. Помощь банку обошлась французскому государству, по некоторым оценкам, в сумму свыше 2 млрд. долл.
Широкий резонанс получило в Германии "дело Шнайдера", который, взяв крупные кредиты у ряда банков (например, Дойче Банк), весной 1994 года скрылся.
Неверная кредитная политика (в частности, одностороннее увлечение кредитованием операций с недвижимостью) привела в 1991 году почти все крупные скандинавские банки на грань краха.
Одной из основных причин банкротств стала односторонняя ориентация банка на одного или нескольких заемщиков. Так, банкротство германского концерна "Хуго Стиннес ОХГ" неизбежно повлекло за собой банкротство финансировавшего этот концерн "Хуго Стиннес-Банка".
По данным Федеральной корпорации страхования вкладов (ФКСВ) США, криминальные действия сотрудников банка и внешних лиц были причиной 25-30% случаев краха кредитных учреждений.
Карточный домик
Американский экономист Джеймс, проанализировав причины банкротств банков в США за 1985-1988 годы, пришел к выводу, что "издержки банкротств" банков (разница между балансовой и рыночной стоимостью банка на момент ликвидации) составили в среднем 30%, что значительно выше, чем при банкротстве предприятий других отраслей. Характерное для финансовой сферы взаимопереплетение капиталов в случае банкротства одного кредитного учреждения ставит под удар другие банки и предприятия, вызывая "цепную реакцию" банкротств. Вероятны и серьезные нарушения системы расчетов - при этом сбой в одном из звеньев может легко распространиться на всю систему.
Практика знает немало случаев чисто "административного" вмешательства в деятельность банков при угрозе их банкротства. В кризисных ситуациях применялись такие меры, как закрытие банков на определенный срок, назначение надзорным органом "кризисного управляющего" и др.
Вмешательство в деятельность банков требует соответствующих финансовых средств, одним из источников которых являются системы депозитного страхования (СДС), создаваемые самими банками. Такого рода системы существуют сейчас практически во всех развитых странах мира.
В последнее время в США, Норвегии, Финляндии, Швеции возникла потребность в государственной финансовой поддержке банковской системы. В начале 90-х годов, например, правительства Швеции, Финляндии и Норвегии объявили, что они гарантируют своевременное выполнение банками своих обязательств, для того чтобы рассеять сомнения в международных финансовых кругах и облегчить тем самым получение кредитов за рубежом. Размеры предоставляемой банкам поддержки в Норвегии в 1991 году составили (за счет как частных фондов, так и государственных средств) около 2% ВВП, в Финляндии в 1992 году - 5,7%, в Швеции в 1993 году - 2,4%.
Лечение выжиданием
Есть несколько путей воздействия на банки, находящиеся в критической ситуации. Зарубежные исследователи выделяют три основные стратегии такого воздействия: выжидание, ликвидация и реструктуризация баланса.
Стратегия выжидания действует в том случае, если затруднения банка носят временный характер и он сам в состоянии преодолеть их. Такая стратегия использовалась, например, в отношении ряда крупных банков США непосредственно после обострения долгового кризиса развивающихся стран в 80-е годы и в ряде случаев сопровождалась предоставлением надзорными органами некоторых льгот банкам.
Ликвидация (продажа кредитного учреждения по частям) применяется сравнительно редко, так как разделение банка приводит к разрушению сложившихся отношений с клиентурой и потому связано со значительными потерями. В Японии и Скандинавских странах она использовалась почти исключительно по отношению к небанковским финансовым компаниям, в США - к сберегательным кассам. Реструктуризация баланса (санация) предполагает прямое или косвенное увеличение капитала. В Германии и Швейцарии существует практика, когда надзорный орган путем ужесточения контроля, а также мер "морального воздействия" побуждает акционеров и собственников к предоставлению дополнительного капитала. Тем самым акционеры подают публике сигнал, что они уверены в жизнеспособности и будущей рентабельности банка. Отказ акционеров от соответствующих действий может рассматриваться в качестве аргумента для инициирования процедуры банкротства.
Президент Банка Франции может предложить акционерам банка, попавшего в затруднительное положение, продолжать выполнение своих обязанностей или прибегнуть к поддержке других банков, что может в конечном счете означать слияние и поглощение.
В Скандинавских странах в увеличении капитала традиционно значительную роль играет государство - либо в форме прямых "инъекций", либо в форме предоставления гарантий.
Страхуйся от банкротства
Важнейшую роль в организации процедуры воздействия на "проблемные" банки за рубежом играют системы депозитного страхования (СДС).
Основными функциями этих систем являются: обеспечение стабильности и укрепление доверия к банковской и финансовой системе, защита интересов мелких вкладчиков, минимизация издержек страхования.
Так, к числу основных задач Фонда страхования вкладов частных банков в Германии относится оказание необходимой помощи в интересах вкладчиков и недопущение снижения доверия к частным кредитным учреждениям. Для решения этой задачи используются все необходимые для поддержки меры, в том числе платежи отдельным кредиторам, финансовая поддержка банков, предоставление гарантий или принятие на себя их обязательств. Наряду с этим можно использовать и такие меры, как временное закрытие банка, запрет на осуществление финансовых операций, которые не служат цели погашения долгов, запрет на прием новых вкладов и т.д.
В Германии в 1974 году по инициативе Федерального банка был создан Консорциальный банк ликвидности (Лико-банк), который предоставляет в целом устойчивым кредитным учреждениям ликвидные средства, если они испытывают временные платежные затруднения. Уставный фонд банка был сформирован за счет средств Федерального банка (30%), а также взносов всех банковских групп Германии.
В США в соответствии с федеральным законом о страховании депозитов Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ) уполномочена оказывать финансовую помощь при угрозе закрытия застрахованного банка.
ФКСВ может учреждать на срок до пяти лет и так называемые бридж-банки, если после закрытия кредитного учреждения не удается сразу найти подходящего покупателя.
Бридж-банк имеет статус национального и управляется советом директоров, которые назначаются ФКСВ. Создаются такие банки при условии, что издержки, связанные с их организацией и функционированием, не превышают затрат по ликвидации банков-банкротов.
В процессе санации нередко производится выделение недействующих активов банка в особое управление.
В США сепаратное управление является обычным и осуществляется специально создаваемым банком или ликвидационным обществом под управлением ФКСВ. В Швеции "проблемные" требования передаются специальной дочерней компании соответствующего банка или независимой фирме. Сходная система существует в Японии.
Санация банковских учреждений, как и других предприятий, рассматривается за рубежом лишь в качестве средства, позволяющего повысить эффективность использования финансовых и других ресурсов, и потому обычно сопровождается реструктуризацией. Она, как правило, предусматривает совершенствование организационной структуры; упорядочение филиальной сети; концентрацию на тех сферах деятельности, которые приносят наибольшую прибыль, и отказ от других; высвобождение работников и т.д.
Вопросы замены руководства решаются при этом в разных странах неодинаково.
В США, например, смена руководства банка является нормой. В Швеции и Финляндии данная мера осуществлялась реже, что отчасти объясняется тем, что одновременное возникновение проблем у многих кредитных учреждений рассматривается там в качестве аргумента в пользу "невиновности" руководства отдельных банков, а отчасти тем, что в небольших странах ощущается дефицит высококвалифицированных руководящих банковских работников.
Доверяй, но проверяй
В то же время за рубежом исходят обычно из того, что руководство банка обязано сознавать роль доверия в банковском деле и предпринимать все возможное для того, чтобы не допустить даже временной неплатежеспособности. Поэтому неплатежеспособность рассматривается СДС прежде всего как сигнал возможной неэффективности банка и некомпетентности его руководства.
Юридические процедуры объявления банка банкротом и организационные мероприятия по его ликвидации в целом сходны с процедурами, предусмотренными для предприятий вообще, а основная нагрузка по решению организационных вопросов, касающихся банкротства кредитных учреждений, ложится на СДС.
Так, в США после объявления ФКСВ банка банкротом, как правило, назначается управляющий его имуществом. ФКСВ действует при этом как доверительный собственник в отношении затронутого банкротством имущества в пользу кредиторов. ФКСВ проводит оценку имущества, реализует активы обанкротившегося банка, удовлетворяет требования кредиторов и ликвидирует банк. При этом преимущественное право на удовлетворение своих требований имеют массовые вкладчики. Возврат вкладов осуществляется в течение трех-пяти рабочих дней после закрытия банка. Выплаты производятся наличными или переводом вклада в другой банк - член ФКСВ. При выборе второго варианта ФКСВ стремится продать за определенное вознаграждение застрахованные вклады ликвидируемого банка другому устойчивому в финансовом отношении учреждению, которое действовало бы как агент ФКСВ по их выплате.
"Кризисное управление" при возникновении у банков финансовых затруднений должно дополняться мерами по предотвращению кризисных явлений в перспективе. Зарубежные исследователи выделяют два основных направления таких мер: сбалансированная макроэкономическая политика и совершенствование банковского надзора.
Опыт оздоровления в Восточной Европе
В странах Восточной Европы, для которых характерен глубокий кризис банковской системы, размеры финансовой поддержки банков нередко выходят за рамки возможностей СДС и бюджета. В связи с этим в странах Восточной Европы обычно стремились осуществлять меры по оздоровлению финансовой системы в целом.
К числу проблем банковской сферы постсоциалистических стран относятся недостаточный размер собственного капитала, слабый банковский надзор, чрезмерная зависимость от ограниченного числа клиентов и учредителей, дефицит квалифицированных кадров, коррупция и др. Однако наиболее острой проблемой, типичной для постсоциалистических стран, является рост взаимных неплатежей предприятий, а соответственно недействующих кредитов и убытков в банковских балансах.
Поскольку обе эти проблемы неразрывно взаимосвязаны, в Восточной Европе широкое распространение получило мнение, что оздоровление кредитной сферы должно осуществляться одновременно с финансовым оздоровлением и реструктуризацией небанковского сектора экономики.
Три кита
Существуют три принципиальные возможности решения проблемы сомнительных долгов.
Наиболее простым стало бы их списание, что улучшило бы финансовое состояние предприятий, но возложило бы всю тяжесть оздоровления на банки.
Данный путь возможен, когда доля недействующих кредитов в активах банков относительно невелика и их списание не приведет к массовым банкротствам.
Другая возможность состоит в принудительном банкротстве заемщиков.
Третья возможность заключается в подключении государства к процессу финансового оздоровления путем дополнительного бюджетного финансирования в рамках тщательно разработанной программы реструктуризации.
Третий путь ввиду остроты и масштабности проблемы неплатежей в настоящее время наиболее приемлем.
Участие государства может осуществляться разными способами. Оно может предоставить предприятиям дополнительные средства в форме кредитов или специальных государственных обязательств; заменить в балансах коммерческих банков безнадежные долги предприятий своими долгосрочными обязательствами и т.п.
Перспективным считается вариант предоставления дополнительных финансовых ресурсов банкам при условии их подключения в качестве активных участников к процессу реструктуризации предприятий. К преимуществам такого варианта относят заинтересованность банков в возврате долгов, а следовательно, в разработке схем реструктуризации предприятий-должников в обмен на предоставление дополнительных государственных средств; наличие у банков более полной и достоверной информации о положении на предприятиях и др.
Практически все названные варианты в тех или иных формах применялись в странах Восточной Европы.
В Венгрии государство предложило коммерческим банкам выкупить долги предприятий со скидкой 20-25%. Эта мера, однако, не имела успеха, поскольку банки опасались ухудшить свое и без того шаткое финансовое положение.
В Румынии правительство в целях преодоления кризиса неплатежей предоставило предприятиям в 1992 году дополнительные кредиты, но после некоторого улучшения на начальной стадии проблема неплатежей обострилась вновь.
В Польше, а в последнее время и в Венгрии практикуется подключение банков к реструктуризации предприятий с оказанием банкам государственной финансовой помощи.
В Польше в начале 1993 года был принят закон о финансовой реструктуризации предприятий и банков.
Банкам было предоставлено право выделить "проблемные" кредиты и передать их под надзор специально образуемых для этого подразделений тех же банков. К числу основных задач таких подразделений относятся: изучение состояния дел на предприятиях-должниках; выявление предприятий, которые могут быть реструктуризованы, и предприятий, "реабилитация" которых не имеет смысла; организация "согласительных" процедур с целью разработки программ оздоровления реструктуризации; оценка таких программ. Если программа принимается банком, долг предприятия может быть реструктуризован, а часть его списана.
Государство оказывает поддержку путем выпуска и предоставления банкам, участвующим в соответствующих процедурах, долгосрочных "реструктуризационных облигаций", обслуживание которых осуществляется специальным Фондом приватизации Банка Польши.
В отношении "безнадежных" предприятий банки имеют право инициировать процедуру банкротства, конвертировать долги в акции предприятия, продавать со скидкой долги другим кредиторам в течение определенного времени.
Реструктуризация оказалась достаточно эффективным инструментом: к началу 1994 года свыше 50% сомнительных долгов было охвачено соответствующими процедурами; те или иные решения были приняты примерно по 30% от объема рассматривавшихся долгов.
В Словении был применен иной способ финансового оздоровления банковской системы и предприятий с участием государства.
В 1991-1992 годах был принят ряд законов о пререабилитации, реабилитации и ликвидации банков. В соответствии с этими законами было создано Агентство по реабилитации банков (АРБ). Его основная задача - управление и надзор за "проблемными" банками.
Финансовая реабилитация банков осуществляется посредством списания части долгов, передачи недействующих активов АРБ, а также предоставления необходимого минимума финансовых средств. В последних двух случаях активную роль играет государство через механизм выпуска долгосрочных казначейских обязательств.
АРБ были предоставлены широкие права и в плане воздействия на предприятия-заемщики. В случае если предприятие не погашает долги банку, взятому под управление АРБ, предприятие автоматически становится должником агентства. Оно имеет право устанавливать свой контроль над таким предприятием и инициировать необходимые изменения, включая меры по повышению эффективности производства.
Предполагается, что эти меры приведут к тому, что в скором времени около 80% банковских активов Словении будут сосредоточены в четырех-шести крупных кредитных учреждениях.
В зарубежной практике накоплен значительный опыт воздействия на заемщиков, испытывающих платежные затруднения. К числу мер воздействия относятся такие, как внесудебное и судебное предостережения, реструктуризация и санация, принудительное банкротство и др. Все эти процедуры четко регламентируются законодательством.