Если Министерству путей сообщения удастся реализовать инвестиционные программы, рассчитанные до 2010 года, Россию ждет железнодорожный ренессанс. Правда, добиться этого будет непросто. Из-за того что практически все минувшее десятилетие финансирование железных дорог было недостаточным, износ основных фондов накапливался, как снежный ком. И на сегодняшний день только для того, чтобы полностью восстановить стоимость выбывающих средств в течение 2001-2010 годов, потребуется более 1,4 трлн. руб. Чуть более половины этой суммы - 780 млрд. руб. - планируется инвестировать в течение первых пяти лет.
В какие конкретно программы будут вложены эти деньги? МПС планирует в первую очередь завершить создание единой волоконно-оптической магистральной сети связи. Только в нынешнем году в эту программу будет вложено 22% общих инвестиций, запланированных на 2001 год. Уже в ближайшее время вводится в эксплуатацию 45 тыс. километров волоконно-оптических линий связи. Здесь важны не только управленческие выгоды. Главное - вернуть доверие к железным дорогам России у крупнейших японских и южнокорейских компаний, занимающихся поставкой грузов в Европу. Еще, казалось бы, не так давно, а именно в 1981 году на долю МПС приходилось 26% контейнерного транзита с Дальнего Востока в Европу. Сегодня эта доля составляет, по данным первого заместителя министра путей сообщения Александра Мишарина, примерно 0,5%. Выгоднейший клиент практически потерян из-за того, что российская железная дорога не могла гарантировать сохранность груза, дать четкую информацию о его прохождении.
Среди важнейших инвестиционных программ - транспортное обеспечение Чинейского месторождения железо-титано-ванадиевых и медных руд. Уже в конце сентября МПС намеревается открыть движение по новой ветке, и по ней пойдет первая руда. Строится 330-километровая линия к Эльгинскому угольному месторождению в Якутии, которая должна дать "второе дыхание" БАМу, разрядить энергетический кризис в Приморье. Так как угли здесь высочайшего качества, открываются перспективы экспорта в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Планируется завершить строительство Северо-Муйского тоннеля, организацию высокоскоростного движения, а также создание транспортных коридоров широкой колеи в Чехию через Польшу.
И еще одна важнейшая стройка ждет в будущем МПС - это строительство железнодорожного пути, который соединит материк с Сахалином. По словам Александра Мишарина, данный проект уже находится в правительстве России. Суеверно постучав по столу, первый замминистра выразил надежду, что уже в ближайшие дни будет подписано соответствующее постановление, и если это случится, то уже в октябре начнутся подготовительные работы. Пока все подробности МПС держит в секрете, однако Александр Мишарин дал понять, что это будет не тоннель, а мостовой железнодорожный переход. От тоннельного проекта, который, по оценкам специалистов, гораздо долговечнее и надежнее, пришлось отказаться, так как у мостового перехода "технология строительства проще". Сколько будет стоить проект, пока не оглашается. Окупится он, если сообщение ограничится Сахалином, по предварительным оценкам, за 35 лет, если же конечным пунктом сообщения станет Япония - через 17 лет.
Разумеется, деньги будут вкладываться не только в новое строительство. Скажем, только в локомотивное хозяйство за 2001-2005 годы планируется инвестировать 185 млрд. рублей в ценах 2000 года. Немногим менее - 160 млрд. руб. - потребуется, чтобы поднять на современный уровень электрификацию и электроснабжение железных дорог, 145 млрд. уйдет на обновление вагонного парка.
Откуда будут взяты столь значительные суммы? По словам Александра Мишарина, основной источник - это амортизационные отчисления и прибыль от деятельности железных дорог, то есть деньги МПС. Бюджетный вклад пока составляет лишь 0,1% всего инвестиционного портфеля, а привлеченные средства - 3,2%. В настоящее время МПС ведет серьезную работу с частными инвесторами, и есть надежда, как считает первый замминистра, что этот показатель через несколько лет будет около 20%.
Однако при этом встает другой вопрос: не возникнет ли в связи с этим соблазн резко поднять тарифы на грузовые и пассажирские перевозки? Как уверяет Мишарин, министерство будет следовать принципу - повышать тарифы только в пределах инфляционного роста. Насколько реально это намерение, покажет время.