-КАКОВА стратегия государства в отношении экспорта нефти и газа из стран Каспийского региона?
- Я вижу позицию нашего правительства в следующем. Несомненно, Россия заинтересована в том, чтобы она являлась ведущим государством по экспорту нефти сопредельных государств. Когда состоялись встречи с представителями госдепартамента США, мне задали такой лукавый вопрос: как я отношусь к проекту Баку-Джейхан? Я сказал, что очень приветствую этот проект. И добавил, что мы не против, чтобы США потратили три миллиарда долларов, а потом нефтяники выберут для себя наиболее целесообразный с экономической точки зрения маршрут. Не сомневаюсь, что этот маршрут будет наш. Этим я должен ограничиться и сказать, что мы ждем и готовы принять нефть с Каспия и рады этому.
- Изменится ли стоимость транспортировки российских углеводородов в связи с ожидаемым ростом цен на нефтяном рынке? Если да, то в какую сторону?
- Вы полагаете, что с учетом роста цен тарифы должны снижаться? Я должен вам сказать, что тарифообразование ни в коем случае не зависит от цены на нефть. Мы практически целый год не повышаем тарифы. Сейчас произошло повышение тарифов на электроэнергию в нашей стране, и в разных регионах - по-разному. Следует говорить о повышении тарифа на составляющую увеличения стоимости электроэнергии. Так что я в ближайшем обозримом будущем не вижу залпового повышения тарифных цен.
- Не обострит ли отношения Украины и России ввод в строй трубопровода "Суходольная-Родионовская", проложенного в обход Украины?
- Это интересный вопрос. Два года мы пытались найти решение тех вопросов, которые стояли, с украинской стороной путем нормальных мирных переговоров: давайте мы с вами пойдем на общую схему тарифообразования. Уменьшите, пожалуйста, тарифы, которые втрое выше наших. Давайте мы придем к согласию по адриатическому нефтепроводу. Мы сделали массу предложений. Мы приняли решение помочь украинской стороне не принимать на себя тяжелое решение и построить нефтепровод. Если ничего форс-мажорного не произойдет и ничего неординарного не случится, то 25 сентября, может быть, даже чуть раньше, трубопровод будет сдан, затем заработает на полную мощность. Ухудшатся ли отношения с Украиной или нет, поживем - увидим. Что касается темпов строительства, то этот трубопровод мы построили вместо 17 месяцев за полгода.
- Каковы состояние и перспективы транспортировки туркменской нефти через Махачкалу в Европу?
- Мы сегодня никоим образом не ограничиваем наших туркменских коллег в приеме их нефти в Махачкалу. Ровно сколько они могут, столько мы и транспортируем. (Туркменская и казахстанская нефть танкерами доставляется в порт Махачкала с последующей транспортировкой в порт Новороссийск по системе магистральных нефтепроводов компании "Транснефть". - "НГ".)
- Когда планируется завершить строительство Балтийской трубопроводной системы? Смогут ли страны СНГ, имеются в виду Казахстан и Туркмения, пользоваться услугами этого трубопровода?
- Как вы знаете, в текущем году мы завершаем строительство первой очереди Балтийской трубопроводной системы с терминалом по наливу нефти в Приморске мощностью 12 миллионов тонн нефти в год.
Что же касается возможности использования этой трубопроводной системы странами СНГ - конечно же, смогут. Вне всяких сомнений. В июле в Алма-Ате для нефтяных компаний, добывающих нефть в Казахстане, была проведена презентация Балтийской трубопроводной системы, которая показала заинтересованность казахстанской стороны в экспорте нефти на североевропейский рынок через порт Приморск. Большая делегация "Транснефти" приезжала в Казахстан и проводила там консультации. Казахстанские коллеги попросили массу дополнительной информации по поводу тарифов, которую мы им и предоставили.