ПРАВИТЕЛЬСТВО опубликовало основные параметры бюджета на 2002 год. Даже самый поверхностный анализ показывает, что эти параметры в очередной раз не будут выполнены. Но дело не столько в том, что в основной финансовый документ страны заложены нереальные показатели, сколько в том, что он составлен без учета других основных макроэкономических показателей.
Очевидно, что бюджет является важнейшей составной частью государственной экономической политики и одновременно основным элементом воздействия на макроэкономические процессы. По сути, бюджетная политика - один из ключевых факторов обеспечения экономической безопасности страны. Но проект бюджета на 2002 год сформирован в условиях высокой неопределенности множества факторов, от которых и будет зависеть его исполнение. Следовательно, бюджетная политика в форме исполнения бюджетных параметров, заданных в проекте бюджета 2002 года, может негативно повлиять на состояние экономической безопасности страны. Анализ проекта федерального бюджета на 2002 год показал, что его основной особенностью по-прежнему является неопределенность и рассогласованность между важнейшими параметрами финансовой, кредитной и денежной политики.
Основной целью проекта бюджета, как следует из пояснительной записки, является "обеспечение сбалансированности федерального бюджета", под которой в соответствии с Бюджетным кодексом (гл. 5, ст. 33) принято понимать равенство доходной и расходной частей бюджета, то есть "объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита". Однако в пояснительной записке отмечено, что "сбалансированность федерального бюджета на 2002 год обеспечивается профицитом федерального бюджета, рассчитанным исходя из благоприятного прогноза мировых цен на нефть". Во-первых, сбалансированность как равенство доходов и расходов невозможно обеспечить превышением доходов (так как превышение одного над другим нарушает баланс и ведет либо к дефициту, либо к профициту), а во-вторых, авторы проекта изначально поставили исполнение основного финансового закона страны в полную зависимость от конъюнктуры мировых цен на российский экспорт сырья. Это ставит под сомнение возможность его исполнения и соответственно эффективность влияния на макроэкономические процессы. По сути, в проекте заложена возможность нарушения Основного закона страны - Конституции.
В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации "Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики".
Поскольку данная статья законодательно обязывает правительство обеспечить выполнение бюджета, бюджет должен формироваться, во-первых, исходя из реально получаемых доходов, а во-вторых, вне зависимости бюджета от внутренних и внешних форс-мажорных факторов, каковым является изменение конъюнктуры мировых цен.
Поскольку авторы проекта бюджета представили объем доходов, основанный лишь на предполагаемо благоприятном прогнозе уровня мировых цен на российское экспортируемое сырье, то фактически они нарушили один из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации - принцип достоверности бюджета (Бюджетный кодекс, гл. 5, ст. 37), который означает "надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета".
Недостоверность прогноза приведет к тому, что бюджетно-налоговый механизм и в следующем году не станет фактором преодоления экономического кризиса.
Кроме этого необходимо отметить, что проект имеет слабую преемственность расходных и доходных статей по бюджетной классификации и низкую корреляцию с темпами и объемами валового внутреннего продукта.
Например, предполагается, что в 2002 году объем расходов бюджета составит 1 871 871,4 млн. руб., что в номинальном выражении на 56,8% больше, чем объем расходов в 2001 году. Тем не менее в проекте бюджета предполагается увеличение расходов только на судебную власть, международную деятельность, охрану окружающей среды, образование, культуру, средства массовой информации, социальную политику, утилизацию и ликвидацию вооружений, военную реформу. По другим основным статьям относительные расходы сокращаются.
Поскольку бюджетная политика - это и политика определения и реализации приоритетов социально-экономического развития, то очевидно, что данный проект бюджета не носит инвестиционного характера. Это означает, что правительство в качестве важнейших приоритетов 2002 года не ставит задачу формирования условий для экономического роста. Государственные инвестиции в ключевые сферы экономики - промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство, транспорт - всегда являются сигналом для частных инвесторов, поэтому в перечисленных сферах вряд ли возможен рост. Экономический рост - это всегда увеличение количества товаров и услуг, которое обеспечивается государственными и частными инвестициями. В проекте бюджета на 2002 год увеличение расходов предусмотрено только на непроизводственную сферу при одновременном сокращении расходов в реальном секторе, поэтому в следующем году запланированные 3,5% роста скорее всего не смогут быть достигнуты.
Основным недостатком проекта бюджета является его слабая корреляция (или полное ее отсутствие) с другими важнейшими макроэкономическими показателями. Так, в "Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2002 год" отсутствуют показатели по динамике денежной массы и ставке рефинансирования, что делает сам проект бюджета крайне неопределенным в плане достоверности.
Известно, что динамика денежной массы напрямую влияет на темпы инфляции, которая в проекте спрогнозирована на уровне 11-13% за год. В 2001 году инфляцию не удалось удержать на запланированном уровне из-за того, что ЦБ России проводил рассогласованную (с запланированными в бюджете параметрами) денежно-эмиссионную политику, печатая деньги для покупки долларов. Кстати - это также весьма важный показатель, - прогноз объема валютных резервов не указывается в проекте бюджета, хотя именно от него будет зависеть динамика темпов роста денежной массы и соответственно инфляции.
Слабая проработанность бюджета проявляется и в том, что между собой не согласованы и сами параметры доходных и расходных объемов. В соответствии с прогнозом в 2002 году объем валового внутреннего продукта номинально должен составить к объему 2001 года 134,1%, то есть увеличиться с 7750 млрд. до 10 400 млрд. руб. Но инфляционный рост в 13% и реальный в 3,5% дадут всего 16% совокупного роста валового внутреннего продукта, то есть объем ВВП в 2002 году должен составить всего 8990 млрд. руб. Следовательно, в 2002 году (как и в 2001-м) либо вновь занижены темпы инфляции, либо некорректно рассчитан объем ВВП.
Не вполне понятно, за счет чего более чем в полтора раза (на 67,4%) возрастут доходы бюджета - с 1193 млрд. руб. до 1998 млрд., если валовой внутренний продукт, с которого и выплачиваются налоги, номинально (по прогнозу авторов проекта) возрастет всего на 34,1%.
Все перечисленное позволяет сделать вывод: степень реальности прогноза социально-экономического развития, надежность и достоверность параметров проекта бюджета как по расходным, так и по доходным объемам, а также объем валового внутреннего продукта не имеют внутренней логики, и скорее всего заложенные в проекте параметры не будут в очередной раз достигнуты. Это означает, что в 2002 году экономику России не удастся вывести на траекторию устойчивого и долговременного роста.