КАК БЫ ни хотелось россиянам, несмотря на все сочувствие к американцам, быть подальше от случившейся за океаном трагедии, избежать последствий полномасштабной катастрофы нашей стране, видимо, не удастся. Причем речь идет даже не о таком очевидном явлении, как кратковременное снижение курса доллара в обменных пунктах на улице, а о гораздо более серьезных и долгосрочных неприятностях. Под угрозой оказался весь российский бюджет на 2002 год, столь мучительно сверстанный в недрах Минфина.
Весь последний год власть бодро рапортовала о стабилизации экономики. Но главное, что так и не удалось сделать кабинету министров, - это избавить страну от опасного и унизительного статуса сырьевого придатка. Благополучие российского бюджета по-прежнему остается зависимым от мировой конъюнктуры цен на энергоносители, а следовательно, является очень условным и уязвимым. И, похоже, час "икс" для российского бюджета наступит очень скоро.
Напомним, что российский бюджет-2002 сверстан из расчета цены нефти в среднем 22 долл. за баррель. При этом Минфин планировал, что на самом деле цена на нефть в течение 2002 года будет держаться на уровне 23,5 долл. за баррель. Все полученные от продажи черного золота дополнительные доходы будут уходить в некий резервный фонд, который якобы позволит России пройти пиковый для нашей страны 2003 год. Именно на него придется основная выплата по внешним долгам России, и такая "заначка" даст возможность нашей стране обойтись без очередных внешних заимствований.
До прошлой недели ситуация на рынке энергоносителей для документа ведомства Алексея Кудрина складывалась благоприятно. Цены на нефть находились во вполне приемлемом для России коридоре. Однако теракты в Америке четко разделили мир на "до" и "после". Если "до" поведение цен можно было спрогнозировать с некоторыми корректировками довольно точно, то "после" аналитикам придется учитывать слишком много неопределенных факторов, чтобы вывести какую-либо правдоподобную динамику. Тем более что теперь вопросы ценообразования нефтепродуктов - дело скорее политическое, чем просто экономическое.
Безусловно, во времена любых войн стоимость энергоносителей многократно возрастает. Последние заявления американской администрации о нанесении ответных ударов по базам террористов дают основания нефтяным генералам уже подсчитывать будущие прибыли. А если учесть, что эти базы сосредоточены не в одном месте, то такая война может принять широкомасштабный характер не только с географической точки зрения, но и временной. Многие аналитики уже прогнозируют увеличение цен на черное золото до 40-45 долл. за баррель. Как ни кощунственно это звучит на фоне произошедших событий, но если отбросить эмоции, то можно сказать, что такая нефтяная лихорадка - неожиданный подарок для российского правительства. Однако вряд ли США позволят, учитывая долговременный характер фактически объявленной войны, такой расточительный для американского бюджета взлет цен.
Уже сейчас администрация Джорджа Буша-младшего начала оказывать серьезное давление на ОПЕК с целью увеличения поставок нефти на мировой рынок, дабы не просто сбить стоимость черного золота, но и кардинально пересмотреть уже сложившийся ценовой коридор в 25-28 долл. за баррель. Наиболее приемлемым для планов Вашингтона уровнем является цена в 20-22 долл./барр., что существенно изменит сложившееся равновесие на мировом рынке энергоносителей. Пока ОПЕК стойко "держит оборону" и не принимает решения об увеличении добычи. Однако не исключено, что в ближайшее время США как крупнейший потребитель нефти активизирует все имеющиеся рычаги давления на ОПЕК и все-таки заставит эту организацию принять предлагаемые Вашингтоном правила игры. Тем более что речь идет не только об экономической стабильности США, но и о возвращении политического имиджа Америки как мирового символа супердержавы.
Если США смогут добиться снижения стоимости нефти до 20-22 долл. за баррель, то российскому правительству придется забыть не только о резервном фонде, куда должны были стекаться все допдоходы, но и, возможно, пересмотреть основные параметры бюджета-2002. В этом случае выплата внешних долгов не только в 2003 году, но и в 2002-м становится весьма проблематичной, и России опять не обойтись без внешних заимствований, от которых наши правительственные чиновники уже успели отказаться.