ГЛАВА Федеральной экономической комиссии (ФЭК) Георгий Кутовой после долгой лоббистской борьбы получил повод отпраздновать победу над министром экономического развития и торговли Германом Грефом. Президент Владимир Путин подписал указ о Едином тарифном органе, который будет создан на базе ФЭК, как и предлагал Кутовой. Греф был главным оппонентом главы ФЭК, разработав альтернативный вариант новой структуры, который готовил ведомству Кутового довольно печальную участь. По замыслу главы Минэкономразвития Федеральная энергетическая комиссия должна быть упразднена с передачей ее функций новому ведомству, руководить которым, по сведениям источников "НГ", стал бы чиновник из команды Грефа. Однако попытки министра фактически ликвидировать ФЭК натолкнулись на серьезное сопротивление не только Кутового, что вполне естественно, но и более "тяжеловесных" чиновников. На стороне председателя ФЭК выступил премьер-министр Михаил Касьянов. Надо заметить, что у Касьянова были свои причины защищать Кутового: непростые отношения премьера и главы Минэкономразвития уже давно перестали быть тайной. В случае прохождения варианта Минэкономразвития политическая влиятельность Грефа, и так близкого президенту, усилилась бы. Фактически Греф стал бы контролировать наиболее значимые для российской экономики компании, которыми являются естественные монополии. А если еще учесть, что министра из Питера регулярно прочат на смену Касьянову, то реакция хозяина Белого дома вполне объяснима. Получив фактически неограниченные полномочия, глава ФЭК может стать третьим лицом в государственной "табели о рангах" после президента и премьера.
Надо заметить, что создание новой структуры вызвало неоднозначную реакцию в самих естественных монополиях, которую можно назвать скорее осторожной. Так, представитель РАО "ЕЭС России", заместитель начальника департамента по работе со СМИ Андрей Егоров выразился кратко: "Давно пора". Однако даже положительная оценка РАО не обошлась без высказывания ряда пожеланий новому ведомству, которые касаются в основном экономической обоснованности и жесткой взаимосвязанности тарифов. По мнению представителя РАО, желание решать все проблемы экономики за счет отдельных отраслей вполне понятно, но естественные монополии не могут дотировать всю экономику. Регулирующая роль тарифов существовала раньше и, безусловно, будет существовать и впредь, но тарифная политика должна быть абсолютно прозрачной, т.е. регулирование всех отраслей должно строиться на единой экономической базе. Лоббирование в деятельности единого тарифного органа просто исключено. По словам Егорова, недопустимо, чтобы металлургия решала свои проблемы за счет энергетики и наоборот. Поэтому не имеет никакого принципиального значения, на какой базе создан ЕТО, - главное, чтобы принципы экономически обоснованной тарифной политики были соблюдены.
Однако нефтяные компании не столь лояльны к новой структуре. Их представители высказывают опасения относительно того, что у нового органа слишком много функций и пока непонятно, каковы будут формы объективно обоснованного сочетания различных систем тарифов. Как рассказал корреспондентам "НГ" источник в крупной нефтяной компании, раньше ситуация была очень простой: раз в полгода "Транснефть" обращалась в ФЭК с просьбой повысить тарифы, причем заведомо завышала предложения на 50-60%. В результате ФЭК тарифы повышала на 20% каждые полгода, что, по словам источника, вполне удовлетворяло "Транснефть". Фактически ФЭК не выступала как регулирующий орган - комиссия просто "штамповала" предложения "Транснефти" по повышению тарифов. И пока нефтяным компаниям, недовольным деятельностью комиссии в прошлом, непонятно, изменится ли что-то реально с созданием нового ведомства. Если образуемая структура начнет соотносить повышение тарифов на транспортировку нефти с ситуацией во всей экономике, что вроде бы и является главной идеей создания ЕТО, то это может быть позитивным фактором, так как умерит аппетиты монополистов, которые, по словам источника "НГ", "бесконечны". Если же ничего не изменится, поскольку там будут работать те же чиновники, что и ранее, то все останется на уровне той же штамповки, а нефтяным компаниям это не кажется особенно осмысленным. Их представители высказывают опасения, насколько профессионально новый орган сможет пользоваться своими расширенными полномочиями в необходимых для экономики пределах. По словам источника "НГ", "пока это бумажное дитя; а что это дитя будет делать, когда вырастет полноценным человеком, - это, похоже, неясно даже самим создателям нового тарифного органа".