Виктор Геращенко: 'Да не собираюсь я никому дарить свою валюту!'
ОЧЕРЕДНАЯ попытка раздуть финансовый скандал в России в этот раз не удалась. Его очагом должно было стать происшедшее на прошлой неделе резкое снижение золотовалютных резервов, которые до этого времени демонстрировали довольно устойчивый еженедельный рост - до 600 млн. долл. Естественно, что неожиданное опустошение "склада" ведомства Виктора Геращенко не могло не вызвать лавины предположений и слухов, по большей части негативного характера. Председателя Центробанка немедленно заподозрили в начале спекулятивных атак на рубль.
Однако действительность оказалась гораздо спокойнее. Как утверждают источники "НГ" в Министерстве финансов, Россия просто осуществила очередной платеж Парижскому клубу в размере 1,2 млрд. долл., из которых 600 млн. долл. были куплены у Центробанка: допдоходы бюджета формируются по большей части за счет рублевых средств, а выплаты по международным долгам Россия должна осуществлять в валюте. Никакого снижения активов ЦБ не произошло, просто один вид - валютный - был обменен на другой - рублевый. Причем ряд экспертов усмотрел в этом факте и положительные моменты, сделав выводы, что Россия вполне способна самостоятельно осуществлять платежи по внешним долгам, не обращаясь за международной помощью. В общем, экономический скандал не состоялся.
Однако именно тот факт, что в нашей стране все-таки можно действовать цивилизованными методами, многие эксперты подвергли сомнению, расценив его как некую правительственную "репетицию" по использованию запасов Центробанка. Вероятно, многие еще слишком хорошо помнят ситуацию 1998 года, когда Центральный банк был вынужден кредитовать российское правительство "без отдачи". Причем по опыту тех лет можно с уверенностью сказать, что если кабинет министров снова решит воспользоваться тем же методом, то как бы ни были велики золотовалютные запасы, надолго их не хватит. В 1998 году шестимиллиардный (в долларах) кредит "улетел" буквально за неделю. Несмотря на то что источник "НГ" в правительстве категорически отрицал возможность повторения такой ситуации, нельзя исключить, что в случае, если величина допдоходов не оправдает надежд министра финансов Алексея Кудрина, то правительство вновь не захочет воспользоваться этим способом. Сейчас Геращенко поставлен в довольно жесткие условия - эксперты предполагают, что и впредь при осуществлении крупных платежей по внешнему долгу объем золотовалютных резервов будет снижаться.
Созданный прецедент довольно ясно показал, что кроме экономического содержания в этой ситуации четко проявляется политический момент. Факт подобного сотрудничества кабинета министров с Геращенко, которое, кстати, в такой форме состоялось впервые, можно назвать пробным шаром российского правительства в отношении председателя Центробанка, а точнее, проверкой его покладистости и управляемости. Не секрет, что глава ЦБ никогда не отличался сговорчивостью.
Надо заметить, что в последнее время лоббистскую деятельность Геращенко нельзя назвать особо успешной. Последнее поражение председатель Центробанка потерпел совсем недавно, когда обсуждался вопрос о снижении норматива обязательной продажи валютной выручки с 75 до 50%. Напомним, что Геращенко выступал категорически против такого решения, считая, что в этом случае произойдет резкое снижение темпов накопления золотовалютных запасов. Однако, вопреки прогнозам главы Центробанка, результат оказался прямо противоположным. Пополнение золотого резерва страны не только не снизилось, но, напротив, пошло более интенсивно. Так, с 10 по 17 августа Центробанк стал "богаче" на 0,6 млрд. долл., и это при том, что в июле темпы роста были гораздо скромнее - 300-400 млн. долл. в неделю.
Однако вероятно, что впереди у Виктора Геращенко гораздо более серьезная битва. Уже в сентябре начнется обсуждение реформирования банковской системы. Напомним, что сейчас рассматривается два варианта. Один - подготовленный бюро РСПП по банковской реформе под руководством Александра Мамута. Другой, на который Геращенко возлагает особые надежды, - подготовленные ЦБ "Концептуальные направления развития банковской системы".
Добавляет головной боли Геращенко и вариант закона о ЦБ Александра Шохина, который, по сведениям источников "НГ", уже фактически получил неформальную поддержку не только правительства, но и Кремля в лице главы президентской администрации Александра Волошина. Естественно, что вариант определения статуса Центробанка, по которому над Геращенко появляется фактически контролирующий орган со старым названием "Национальный банковский совет", но наделенный совсем новыми функциями, существенно связывает руки главе Банка России.
Очевидно, что при таком довольно непростом положении руководителя ЦБ у правительства появился дополнительный рычаг давления - в сложившейся ситуации Геращенко будет все труднее отказывать настойчивым "просьбам" кабинета министров.