СЕЙЧАС практически все субъекты энергорынка участвуют в создании Администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы (АТС). Его образование предписано в постановлении правительства # 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" в качестве обязательного для исполнения в третьем квартале 2001 года. Что даст создание этого органа для производителей и потребителей электроэнергии?
Отечественной энергетике органически не хватает именно рыночных отношений между производителем и потребителем электроэнергии. То, что происходит сейчас, трудно назвать свободной куплей-продажей. Приходит на Федеральный оптовый рынок электроэнергии (мощности) (ФОРЭМ) производитель и говорит: "Я произведу в этом квартале такой-то объем электроэнергии. Хочу продать ее на свободных торгах тем, кто может платить живыми деньгами. Платежеспособный спрос на электричество в стране есть, потребитель готов сотрудничать". А ему отвечают: "Нет. Ты не можешь связываться непосредственно с потребителем. Есть у нас посредники, они твою электроэнергию реализуют без тебя и без потребителя. А заплатит тебе тот, кого мы укажем. И не беспокойся, все в мире суета сует и томление духа".
В последний год потребитель действительно стал платить живыми деньгами за электроэнергию, осознал, что халява кончилась. Только вот эти самые живые деньги никак не могут дойти до производителя, задерживаются в пути и сильно теряют в весе. Посредник ведь тоже человек, говорят организаторы ФОРЭМ, ему детей кормить надо и в отпуск на Канары тоже не мешает съездить.
Ну а у производителя электроэнергии интерес реальный. Ему нужно организовывать производство, закупать топливо, ремонтировать энергогенерирующие установки, платить работникам, вносить налоги и сборы, строить новые мощности, заказывать ученым новые передовые технологии генерации электроэнергии и многое другое. В таком сложнейшем хозяйстве любая минимальная задержка финансовых потоков чревата срывами и сбоями в производстве. Это ведь не автомобиль остановить - отключить ГРЭС, ГЭС или АЭС. Тут недалеко и до промышленной аварии, причиной которой станут задержки и уменьшение уровня оплаты.
Потребителя такой расклад также не устраивает. Ему нужна конкуренция производителей. Чтобы они, соревнуясь между собой за платежеспособный спрос, увеличивали эффективность производства, тем самым снижали издержки и, соответственно, цену на электроэнергию. Монополия никогда на такой шаг не пойдет. Ей проще увеличить цену, чем налаживать дисциплину и поощрять инициативу работника.
Короче, куда ни кинь - всюду клин. Созрела объективная необходимость создания такого рыночного пространства, где производитель и потребитель электроэнергии могли бы свободно договариваться между собой, где между производителями шла бы конкуренция, влекущая понижение цены за счет уменьшения издержек; где оплата производилась бы без участия полчищ посредников, которые своими надбавками увеличивают цену электроэнергии и затягивают сроки платежей, а порой и просто не выплачивают производителю собранные с потребителя деньги; где есть четко установленные правила против сговоров и ценового манипулирования; где сами участники рынка устанавливают для себя эти правила, а не выполняют неэффективные директивные указания сверху.
Создание такого института и определено в упомянутом выше постановлении правительства. Он называется Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы (АТС). В постановлении черным по белому записано, что его разработку и учреждение осуществляют сами участники рынка электроэнергии и он является органом, независящим ни от производителя и потребителя, ни от государства.
Инициатором его создания мог выступить любой субъект рынка - АО "Якутскэнерго", АО "Башэнерго" или любой другой. Выступил концерн "Росэнергоатом", который разработал и разослал всем участникам рынка концепцию. Как сказали нашему корреспонденту в концерне, они просто приняли постановление правительства как руководство к действию и, учитывая, что АТС нужно создать до конца III квартала этого года и что на всякие организационные мероприятия в таком сложном для независимых субъектов деле уйдет не менее месяца, решили выполнить это постановление в срок и без отклонений от прописанных в постановлении норм.
Чем будет заниматься Администратор торговой системы на оптовом рынке электроэнергии? Новая структура полностью заменит за какой-то промежуток времени ныне существующий ФОРЭМ, в котором покупатель и продавец, а также объемы и сроки платежей определяются не участниками сделки, а извне. В АТС, как на обычной торговой площадке, покупатели и продавцы будут заключать прямые контракты между собой. В функции этого некоммерческого органа входят только помощь в заключении договоров, контроль за расчетами, недопущение сговоров и манипулирования ценами, разрешение споров в третейском суде. Что еще нужно для создания либеральной рыночной среды в электроэнергетике, ключевой, жизненно важной инфраструктуре страны?
Этот план уже поддержали не только алюминщики, МПС и другие, заинтересованные в справедливом ценообразовании потребители, но и региональные АО-энерго. По некоторым сведениям, не возражают против создания АТС по концепции, разработанной независимыми производителями, в Минэкономразвития и МАПе. Не высказали пока разумных возражений и в Минимуществе, единственное, что они пожелали со своей стороны, так это четче указать роль государства и Минимущества в создании Администратора торговой системы. Они все только рады, что постановление правительства может быть выполнено в срок.
Единственным оппонентом создания независимой АТС выступает РАО "ЕЭС России". Однако, как ни странно, ни одного содержательного аргумента против этого рыночного института оно не смогло до сих пор высказать. Как по мановению волшебной палочки, менеджеры правления РАО заговорили метафорами и поговорками. Официальные высказывания членов правления РАО - Синюгина и Дорофеева - таковы: мы не против, это нужно всем участникам энергорынка, в том числе и РАО. Но экономисты из "Росэнергоатома" "бегут впереди паровоза". Другое высказывание такого же рода: "не надо слишком торопиться". Возникает справедливый вопрос: неужели придется сменить коней на переправе? Ведь с самого начала реформы высокий темп ей задавали менеджеры РАО, а теперь они становятся тормозом. И ладно была бы причина, а то - "не надо быстро". Странный аргумент, и ничем не аргументированный.
Итак, ждать появления Администратора торговой системы, самоуправляющегося субъекта оптового рынка электроэнергии, нам осталось недолго. Последний день исполнения постановления правительства - 30 сентября. Дело за субъектами энергорынка, за их способностью находить разумные компромиссы, от которых выиграют и они, и рядовые потребители, которые соберутся учреждать эту АТС 5 сентября в Центре международной торговли на Красной Пресне.