ВАЖНЕЙШИЕ законы, позволившие заработать новой энергетической программе, предложенной Минатомом, вступили в силу. Но путь их в Федеральном собрании был, мягко говоря, тернистым. Фактический саботаж некоторыми губернаторами инициатив Минатома может ухудшить инвестиционный климат в России.
Каких только шагов не предпринимала российская власть в последние годы, пытаясь привлечь инвестиции в отечественную экономику! Учреждала фонды поддержки отдельных предприятий и отраслей в целом, заключала договоры с иностранцами на правительственном уровне. А проблема как была, так и осталась. Отсутствие гарантий защиты инвестиций, страх перед коррумпированностью чиновников - лишь часть трудностей. Вложив средства в обновление существующего производства, а тем более в создание нового, западные инвесторы могут потерять все деньги только потому, что предприятие будет стоять из-за банального отсутствия энергии.
Энергетический кризис уже схватил Россию за горло. Тысячи наших сограждан этой зимой мерзли в своих квартирах вовсе не из-за каких-то там неплатежей - в стране не хватает ресурсов. Что уж тут говорить о промышленности? И, если мы хотим быть не сырьевым придатком, а экономически развитой страной, страной с мощным производством, решать энергетическую проблему надо срочно. Так, в 20-е годы Советская Россия начала экономический подъем с реализации плана ГОЭЛРО, а в США из Великой депрессии выбирались с помощью четырех крупных энергетических проектов.
Запасы природного газа и угля не бесконечны. Уже сейчас видно дно этого источника, некогда казавшегося неисчерпаемым. Чтобы сохранять добычу хотя бы на прежнем уровне, требуются изрядные вложения в разведку и разработку новых месторождений. А перспективы солнечной энергетики выглядят сегодня более чем туманно - слишком дорого пока обходится киловатт электричества, полученный на солнечных батареях. "Газпром" и вовсе намерен сокращать поставки голубого топлива на электростанции. Неразумная реструктуризация угольной промышленности породила, в свою очередь, дефицит энергетических ресурсов. Да и уголь не является панацеей: гонять составы через всю страну - с востока на запад - экономически невыгодно. К тому же экологических проблем, связанных с ТЭЦ, целый букет. Никто, разумеется, не собирается отказываться от угле-, нефте- и газодобычи и от поиска новых технологий получения энергии. Однако флагманом в производстве энергии на заре нового века во всем мире становится атомная энергетика. И это дает России с ее традиционно сильной атомной отраслью огромные возможности и для стабилизации собственной экономики, и для усиления своих позиций на международном рынке энергоресурсов.
Новая энергетическая программа Минатома, предполагающая выход структур ведомства во главе с ОАО "Техснабэкспорт" на международный рынок облученного ядерного топлива, а именно - услуг по его долгосрочному хранению и переработке, позволит зарабатывать деньги на развитие энергетики и попутно решить накопившиеся экологические проблемы. Например, срочно утилизировать десятки реакторов со списанных атомных подводных лодок. Доходы с продажи услуг на международном рынке позволят наконец убрать этот дамоклов меч. Ведь если этого не будет сделано, на ликвидацию последствий аварии на таком реакторе уйдут все так называемые дополнительные доходы бюджета, которые можно было бы направить в промышленность.
Российским атомщикам есть что предложить. Это едва ли не единственная высокотехнологичная отрасль отечественной экономики, которая не растеряла своего потенциала - ни технического, ни интеллектуального. Миллиарды долларов - таков, по оценкам специалистов одного из самых успешных предприятий отрасли ОАО "Техснабэкспорт", потенциальный рынок всего лишь одного из возможных направлений деятельности, связанной с хранением и переработкой ядерного топлива. Это крупнейший российский технологический проект за последние годы. Уже сама его реализация заставит иностранных инвесторов по-другому относиться к перспективам российской экономики, не говоря уж о тех положительных сдвигах в энергетике, которые обеспечит прибыль от проекта.
На пути реализации программы стоят дешевый популизм отдельных политиков и удельные интересы региональных лидеров. Слабая осведомленность населения о реальном уровне развития ядерной энергетики, степени ее безопасности и системах контроля позволяет многим спекулировать на "синдроме Чернобыля". Многие "зеленые" невольно (невольно ли?) работают в пользу наших конкурентов - французской компании COGEMA и британской BNFL. На поводу эмоциональных, но бездоказательных выступлений радикальных экологов идут и многие политики. К этому примешивается порой и экономическая заинтересованность: руководители угольных регионов являются самыми жесткими противниками программы. Но Россия - единая страна. Невозможно представить, что процветать будет отдельно взятый Кузбасс. Если губернаторы на местах начнут блокировать минатомовские инициативы, надежд на преодоление энергетического голода в России не останется. Нас будут донимать веерные отключения электричества и тепла. Предприятия будут простаивать не из-за отсутствия спроса на продукцию, а из-за невозможности ее производить. Не появятся новые рабочие места. Так и не будут решены экологические проблемы - радиационное загрязнение является головной болью для многих российских регионов. А главное, сколько бы ни принималось законов в поддержку инвестиций, они никогда не придут в нашу страну.