Агентство экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование - насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества.
Настоящее исследование проводилось по итогам июля текущего года. 59 экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 190 претендентов: предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", А.Кондратьев - ИД "КоммерсантЪ", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, С.Яковлев - "КоммерсантЪ-деньги", Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных, общественных и других организаций, сами лоббисты (М.Делягин - Институт проблем глобализации, В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий и PR, С.Марков - Институт политических исследований, М.Матыцин - Реформ-клуб "Взаимодействие", А.Нечаев - Московский финансовый клуб, М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие "лоббист" в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы - корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину "лидер групп-интересов". Есть также узкопрофессиональное употребление термина "лоббист", принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем весовым категориям. Первая - это "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом определяют эффективность лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов конкретных структур или слоев общества (например, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата РФ и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки "цивилизованного лоббирования". Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые "всеядные" руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
Рейтинг по итогам июля ознаменовался сменой лидера в номинации "первых лиц". Впервые за последние два года ее возглавил Анатолий Чубайс (РАО "ЕЭС России"). Это стало возможным потому, что главный энергетик стал победителем в основной лоббистской интриге последнего времени - затяжной борьбе вокруг проекта реформирования энергетики. В июле она завершилась тем, что премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление, в котором одобрены "Основные направления реформирования электроэнергетики" и которое практически без изменений содержит концепцию Минэкономразвития, очень похожую на план, разработанный в РАО. Ценность победы Чубайса состоит в том, что его оппонентами были очень сильные игроки на лоббистском поле - алюминщики и губернаторы, нашедшие поддержку в администрации президента.
Продолжает снижаться рейтинг главы Центробанка Виктора Геращенко. В июле сначала Госдума, а затем Совет Федерации ударными темпами одобрили закон о снижении норматива продажи валютной выручки с 75 до 50%, к чему Геращенко относится крайне негативно.
Впервые в этой же номинации появились глава "Газпрома" Алексей Миллер и министр по антимонопольной политике Илья Южанов. Первый лоббирует изменение одной из норм проекта Земельного кодекса, которая предусматривает для "Газпрома" прекращение права бессрочного пользования земельными участками для строительства, эксплуатации и ремонта объектов системы газоснабжения. Дело в том, что отмена бессрочного пользования увеличит расходы компании по земельному налогу почти в семь раз и составит десятки миллионов долларов. Интересно, что аналогичная поправка была внесена известным лоббистом, депутатом Госдумы Валерием Язевым в таблицу поправок к проекту Земельного кодекса, но комитет Госдумы по собственности рекомендовал ее отклонить. Вес Южанова возрос в связи с тем, что правительство одобрило законопроект, который даст МАПу право контролировать любые сделки между предприятиями, сумма совместных активов которых превышает два миллиона долларов.
Одна из наиболее интересных лоббистских интриг прошедшего месяца была связана с введением нового унифицированного тарифа на перевозку грузов. Министр путей сообщения Николай Аксененко лоббировал увеличение тарифа на перевозки цветных металлов на 200%, однако такой оппонент, как Олег Дерипаска ("Сибирский алюминий", "Русский алюминий"), оказался министру не по зубам. Правительственная комиссия утвердила умеренное 100-процентное повышение, в результате чего "цветные" металлурги сэкономили на транспортных издержках при экспорте около 2 млрд. рублей. Как следствие, рейтинг Аксененко снизился, а Дерипаска впервые вошел в лидирующую десятку.
В региональной номинации лидерство вернул губернатор Чукотки Роман Абрамович, второе место занял московский мэр Юрий Лужков. Увеличение веса последнего может быть связано с очередным этапом сближения "Отечества" с "Единством", союз между которыми был учрежден в июле. Наверное, не случайным совпадением стало то, что вскоре после этого новым руководителем ГУВД Москвы был назначен Владимир Пронин, чья кандидатура была согласована с Лужковым.
Впервые в этой номинации появились губернаторы Пермской и Новосибирской областей - Юрий Трутнев и Виктор Толоконский. Благодаря усилиям первого в области начала работу местная компания "Пермрегионгаз", которая заменит пермский филиал "Межрегионгаза", занимающегося сбытовой политикой "Газпрома" в регионах. В результате заметно возрастут отчисления от продажи топлива в региональный бюджет. Толоконский сумел разрешить конфликтную ситуацию "Новосибирскэнерго" с другим монополистом - РАО "ЕЭС России", - в результате чего руководителем компании стал Владимир Соловьянов, вполне устраивающий губернатора.
В номинации "профессионалов" возрастание рейтинга председателя Федерации независимых профсоюзов Михаила Шмакова можно объяснить тем, что в июле он показал себя лоббистом интересов авиастроителей. Плодом его деятельности в этом направлении будет письмо ряда губернаторов президенту с призывом обратить внимание на состояние авиастроительной отрасли. Увеличение веса Игоря Юргенса, возглавляющего Всероссийский союз страховщиков, по-видимому, является следствием того, что он избран вице-президентом РСПП, ставшего в последнее время деятельной лоббистской организацией.
Лоббисты - первые лица
# |
Ф.И.О. |
Данные за | |
июль 2001 г. |
июнь 2001 г. | ||
1 |
Чубайс А.Б. (РАО "ЕЭС России") |
4,23 |
4,10 |
2 |
Волошин А.С. (администрация президента) |
4,15 |
4,25 |
3 |
Пугачев С.В. (Межпромбанк) |
4,06 |
4,08 |
4-5 |
Фридман М.М. (холдинг "Альфа групп") |
4,03 |
3,87 |
4-5 |
Евтушенков В.П. (АФК "Система") |
4,03 |
4,02 |
Очень сильная эффективность | |||
6 |
Геращенко В.В. (Центральный банк РФ) |
3,96 |
4,06 |
7 |
Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещения и средств массовых коммуникаций) |
3,91 |
3,84 |
8-9 |
Алекперов В.Ю. ("ЛУКОЙЛ") |
3,75 |
3,71 |
8-9 |
Потанин В.О. (группа "Интеррос") |
3,75 |
3,74 |
10 |
Дерипаска О.В. ("Сибирский алюминий", "Русский алюминий") |
3,68 |
3,50 |
11 |
Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) |
3,66 |
3,70 |
12 |
Каданников В.В. (АвтоВАЗ) |
3,63 |
3,67 |
13 |
Миллер А.Б. ("Газпром") |
3,57 |
- |
14 |
Ходорковский М.Б. (ЮКОС) |
3,51 |
3,46 |
15 |
Окулов В.М. ("Аэрофлот - Российские авиалинии") |
3,39 |
3,28 |
16 |
Гуцериев М.С. ("Славнефть") |
3,07 |
2,96 |
17 |
Вайншток С.М. ("Транснефть") |
3,04 |
3,46 |
Сильная эффективность | |||
18 |
Аксененко Н.Е. (Министерство путей сообщения) |
2,99 |
3,25 |
19-20 |
Лисин В.С. (Новолипецкий металлургический комбинат) |
2,97 |
2,95 |
19-20 |
Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания "Новые программы и концепции") |
2,97 |
2,93 |
21 |
Столяренко В.М. (АКБ "Еврофинанс") |
2,92 |
2,90 |
22 |
Прохоров М.Д. (ГМК "Норильский никель") |
2,87 |
2,73 |
23 |
Бородин А.Ф. (Банк Москвы) |
2,85 |
2,88 |
24 |
Южанов И.А. (Министерство по антимонопольной политике) |
2,83 |
2,80 |
25 |
Коган В.И. (Промстройбанк Санкт-Петербурга) |
2,80 |
2,85 |
Средняя эффективность | |||
Средний рейтинг |
3,46 |
3,44 |
Лоббисты - региональные лидеры
# |
Ф.И.О. |
Данные за | |
июль 2001 г. |
июнь 2001 г. | ||
1 |
Абрамович Р.А. (Чукотский АО) |
4,51 |
4,40 |
2 |
Лужков Ю.М. (Москва) |
4,46 |
4,37 |
3 |
Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) |
4,31 |
4,42 |
Очень сильная эффективность | |||
4-5 |
Строев Е.С. (Орловская область) |
3,95 |
3,89 |
4-5 |
Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) |
3,95 |
3,92 |
6 |
Яковлев В.А. (Санкт-Петербург) |
3,90 |
3,87 |
7 |
Лисицын А.И. (Ярославская область) |
3,87 |
3,85 |
8 |
Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия - Алания) |
3,79 |
3,72 |
9-10 |
Прусак М.М. (Новгородская область) |
3,72 |
3,80 |
9-10 |
Россель Э.Э. (Свердловская область) |
3,72 |
3,65 |
11 |
Тулеев А.М. (Кемеровская область) |
3,67 |
3,80 |
12 |
Хлопонин А.Г. (Таймырский АО) |
3,62 |
3,59 |
13 |
Титов К.А. (Самарская область) |
3,51 |
3,43 |
14 |
Магомедов М.М. (Республика Дагестан) |
3,47 |
3,43 |
15 |
Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) |
3,19 |
3,23 |
16 |
Громов Б.В. (Московская область) |
3,02 |
2,67 |
Сильная эффективность | |||
17 |
Кресс В.М. (Томская область) |
2,87 |
3,07 |
18-19 |
Позгалев В.Е. (Вологодская область) |
2,65 |
2,60 |
18-19 |
Лебедь А.И. (Красноярский край) |
2,65 |
3,05 |
20 |
Ишаев В.И. (Хабаровский край) |
2,57 |
2,60 |
21 |
Фархутдинов И.П. (Сахалинская область) |
2,51 |
2,46 |
22 |
Кадыров А. (Чеченская Республика) |
2,37 |
2,39 |
23-24 |
Толоконский В.А. (Новосибирская область) |
2,35 |
2,28 |
23-24 |
Неелов Ю.В. (Ямало-Ненецкий АО) |
2,35 |
2,37 |
25 |
Трутнев Ю.П. (Пермская область) |
2,33 |
2,23 |
Средняя эффективность | |||
Средний рейтинг |
3,33 |
3,34 |
Лоббисты-профессионалы
# |
Ф.И.О. |
Данные за | |
июль 2001 г. |
июнь 2001 г. | ||
1 |
Греф Г.О. (федеральное правительство) |
4,72 |
4,68 |
2 |
Сурков В.Ю. (администрация президента) |
4,54 |
4,51 |
3 |
Кудрин А.Л. (федеральное правительство) |
4,39 |
4,33 |
4 |
Христенко В.Б. (федеральное правительство) |
4,34 |
4,42 |
5 |
Авен П.О. (Альфа-банк) |
4,05 |
3,92 |
6 |
Березовский Б.А. (портфельный инвестор) |
4,02 |
4,07 |
7 |
Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) |
4,00 |
3,97 |
Очень сильная эффективность | |||
8 |
Медведев Д.А. (администрация президента) |
3,93 |
4,11 |
9 |
Клебанов И.И. (федеральное правительство) |
3,79 |
3,74 |
10 |
Мамут А.Л. (МДМ-банк) |
3,75 |
4,04 |
11 |
Матвиенко В.И. (федеральное правительство) |
3,59 |
3,41 |
12 |
Ресин В.И. (правительство Москвы) |
3,57 |
3,55 |
13-14 |
Шохин А.Н. (депутат Госдумы) |
3,49 |
3,57 |
13-14 |
Федун Л.А. ("ЛУКОЙЛ") |
3,49 |
3,31 |
15 |
Невзлин Л.Б. (Российский еврейский конгресс, ЮКОС) |
3,33 |
3,17 |
16 |
Черной Л.С. (портфельный инвестор) |
3,10 |
3,08 |
17 |
Павловский Г.О. (Фонд эффективной политики) |
3,08 |
3,17 |
18 |
Зеленин Д.В.(Ассоциация менеджеров, "Норильский никель") |
3,05 |
3,04 |
19 |
Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) |
3,02 |
2,82 |
Сильная эффективность | |||
20 |
Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) |
2,87 |
2,82 |
21 |
Котенков А.А. (представитель президента РФ в Госдуме) |
2,81 |
2,91 |
22 |
Юргенс И.Ю. (Всероссийский союз страховщиков) |
2,73 |
2,61 |
23 |
Сосковец О.Н. (Ассоциация финансово-промышленных групп России) |
2,67 |
2,48 |
24-25 |
Язев В.А. (депутат Госдумы) |
2,57 |
2,52 |
24-25 |
Егоров С.Е. (Ассоциация российских банков) |
2,57 |
2,55 |
Средняя эффективность | |||
Средний рейтинг |
3,50 |
3,49 |