0
1069
Газета Экономика Интернет-версия

10.08.2001 00:00:00

"Мы не будем увеличивать поставки газа в Европу"

Тэги: комаров, газпром, газ, экспорт


-Юрий Александрович, на днях в Стамбуле газовики отметили начало строительства морского участка экспортного проекта "Голубой поток", который выведет российский газ на турецкий рынок. Что это значит для "Газпрома"?

- Начало строительства морской части "Голубого потока" - это очень важное событие. Ему предшествовали три года и восемь месяцев напряженной работы, связанной с чрезвычайно сложной технологией и еще более сложной политической составляющей, с рискованными инвестициями. Сегодня доступ на турецкий рынок нам обеспечен вне зависимости от того, будут развиваться другие проекты или нет. Мы уверены, что любой другой проект для Турции, кроме иранского, потребует как минимум четырех-пяти лет работы. У нас есть время, чтобы как следует закрепить свои позиции на турецком рынке.

- В чем конкретно должно проявиться закрепление позиций?

- Сегодня доля России на турецком рынке составляет примерно 60%. Остальное обеспечивают Алжир и Нигерия. Иран начнет поставлять газ, может быть, осенью, самое позднее - в конце этого года. О прогнозах потребления газа в Турции можно спорить. Анкара прогнозирует 50 миллиардов к 2010 году и 80 - к 2020-му. Я думаю, что это слишком оптимистичные планы. Но объемы поставок газа будут расти, поскольку развитие экономики подразумевает увеличение потребления энергоресурсов. У России по "Голубому потоку" подписан контракт на 25 лет - 16 миллиардов кубометров газа в год по этой системе и 14 - через Украину. По прогнозам турецких экспертов, потребление российского газа может сократиться до 40%. Но сегодня, кроме российского и иранского проектов, никакой реально осуществимой альтернативы нет. Вопрос не в том, будет ли конкуренция между Россией и Ираном, а в том, хватит ли Турции газа.

- В последнее время в России все чаще обсуждается вопрос о присоединении к Энергетической хартии. Инициатива ЕС, связанная с газовой директивой, предполагает постепенную либерализацию европейского рынка. Как эти тенденции могут сказаться на системе долгосрочных контрактов?

- Что касается Энергетической хартии, то соответствующий договор с Россией уже подписан. Его осталось только ратифицировать. Но я уверен, что при сегодняшних условиях ратификация этого договора не в интересах России. Хартия обеспечивает в первую очередь интересы потребителей газа, а мы, как известно, производители. Если рассматривать этот договор в комплексе с инициативами ЕС, то он абсолютно несбалансирован с точки зрения учета интересов производителя и потребителя. Безусловно, это один из важных элементов изменения правил, действующих на газовом рынке, - переход от европейской модели долгосрочных контрактов к американскому краткосрочному бизнесу. Но сегодня нет еще ни одного механизма, который обеспечил бы крупные инвестиции в условиях краткосрочного бизнеса. Кроме того, как минимум должны быть созданы равные - по сравнению с другими субъектами рынка - условия для российских компаний.

- Вы имеете в виду доступ к финансовым ресурсам?

- Это только один аспект. Мы абсолютно уверены, что сейчас есть дискриминация по отношению к российским компаниям вне зависимости от их деловой репутации и кредитной истории. Под инвестиции требуются очень серьезные гарантии в виде выручки от реализации долгосрочных контактов. Не будет их - не будет и обеспечения. Но даже при первоклассном обеспечении стоимость кредита нам все равно обходится в 2-3 раза дороже, чем западным компаниям. Второй аспект - это условия договора по Энергетической хартии. Он открывает доступ к газотранспортной системе на равных условиях. Но тарифы в России в 4-5 раз ниже, чем в Европе. Поднять их невозможно, иначе мы просто загубим нашу промышленность. И говорить о ратификации договора до устранения этого разрыва просто не имеет смысла. В противном случае наши финансовые потери могут составить от 4 до 7 миллиардов долларов в год.

- На ваш взгляд, период долгосрочных контрактов в мировом газовом бизнесе еще не пройден?

- Мне кажется, что в Европе он еще не пройден. Не исключаю, что в перспективе доля краткосрочного бизнеса будет достаточно существенна. Но это даже не 10 лет. Нужно по крайней мере дождаться, когда будут сделаны основные инвестиции и окупятся старые капиталовложения. Кроме того, либерализация рынка предполагает снижение цен, что, в свою очередь, ведет к оттоку инвестиций. Это создает риск для Европы. Последствия могут сказываться на протяжении 5-8 или более лет.

- Если говорить не только о финансовых, но и о геополитических последствиях либерализации газового рынка, какие здесь могут быть опасности для России?

- Логика директив Европейского союза и Энергетической хартии показывает, что все игроки газового рынка получают равный доступ к инвестициям, которые кто-то сделал, кто-то понес риски. Причем эти инвестиции еще не окупились, как, например, в случае с расширяющимся проектом "Ямал-Европа". Мы несли колоссальные риски. Теперь нам говорят, забудьте про это, все получат равный доступ. Очень хорошая логика. ЕС в эту систему ничего не вносил. Так сначала компенсируйте нам потери, сделайте адекватный вклад, установите новые правила игры. Я уверен, что, пока этот баланс не будет найден, нам не имеет смысла открывать нашу систему.

- Переговоры о хартии никак не увязываются с предложениями увеличить поставки российского газа в Европу?

- А мы сегодня не намерены увеличивать поставки. Запад говорит, что ратификация договора улучшит инвестиционный климат в России. Но он улучшится только для западных компаний, которые хотят подключиться к нашим ресурсам, для российских все остается по-прежнему. А что касается увеличения поставок газа, то рынок не должен быть перенасыщен. Да и дешевого газа уже не будет ни у нас, ни в Норвегии, ни в Алжире.

- "Газпром" поэтому больше не заключает долгосрочных контрактов?

- Мы не делаем этого по нескольким причинам. Во-первых, сегодня нет инвестиционной привлекательности, во-вторых, на рынке слишком много газа, и, в-третьих, слишком высокие рыночные риски. И ситуация может развиваться так, что от сегодняшнего кратковременного, может быть, среднесрочного избытка газа наступит дефицит. А дальше - смотри пример Калифорнии.

- Вступление России в ВТО подразумевает либерализацию нашего газового рынка?

- Я считаю, что это разные процессы. ВТО устанавливает экономические, таможенные и фискальные правила. А Энергетическая хартия - это специальный инструмент, придуманный для того, чтобы получить доступ к ресурсам. На мой взгляд, эти вопросы никак не могут быть увязаны.

- Урегулирование газовой задолженности Украины косвенно связано с вопросом доступа России к приватизации ее газотранспортных систем. Насколько это реальная перспектива?

- Я занимаюсь газовым бизнесом уже десять лет, и все время эта тема поднималась именно в таком ключе. Я думаю, что Украина к этому еще не готова.

- Сейчас много говорится о том, что, если Украина согласится перевести свой долг в еврооблигации, Россия может списать часть задолженности за счет получения в собственность трубопроводов...

- В декабре прошлого года было подписано межправительственное соглашение, которое в принципе учитывает этот вариант. Но до сих пор Украина не сделала ни шага для реализации достигнутых договоренностей. Там решаются частные задачи, а системного подхода пока нет. На мой взгляд, это создает дополнительные проблемы для наших взаимоотношений, которые могли бы быть более конструктивными. У нас есть газ и рынок. Украина расположена очень интересно. Сегодня уже запущен необратимый процесс диверсификации газотранспортных маршрутов. Есть проекты с Польшей. Если в силу каких-то причин там возникнут сложности, мы активно прорабатываем другие варианты, например через Балтийское море.

- Но это опять-таки займет не меньше четырех-пяти лет?

- А в газовом бизнесе не бывает быстрых проектов. Для нас 4-5 лет - это завтра.

- А с Польшей удалось достигнуть какого-то прогресса?

- Там пока нет политического решения, но экономические и технические вопросы продвигаются довольно успешно. Я думаю, наступит момент, когда придется делать выбор, и этот "час Х" приближается.

- Сейчас Украина заканчивает аудит своей газотранспортной системы. Вам не кажется, что это может стать первым шагом к приватизации трубопроводов?

- Мое личное ощущение, что Украина к этому все-таки не готова. Ведь это решение потребует и согласия правительства, и установления соответствующей нормативной базы. Учитывая внутриполитическую обстановку, широкий электоральный и партийный разброс, я не верю, что такое решение в ближайшее время будет принято.

- Как вы оцениваете перспективы "Газпрома" на китайском рынке?

- Это очень интересный, но одновременно и сложный рынок. Потребуются не только большие инвестиции, но и развитие инфраструктуры для потребления природного газа. "Газпром" работает на этом направлении. Мы участвуем в тендере на строительство газопровода "Запад-Восток", который соединит месторождения Китая с районами энергопотребления. Пока неясно, какой форме будет отдано предпочтение. Я не думаю, что победит кто-то один. Скорее всего это будет консорциум.

- "Газпрому" удалось договориться о сотрудничестве с компанией "Шелл"?

- Рассматриваются различные варианты. Но ясно, что для реализации этого проекта потребуется международное сотрудничество.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
778
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
499
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
332
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
470

Другие новости