Правительство Касьянова - первый российский кабинет министров, у которого в отличие от предшественников всегда под рукой положительные данные об экономическом развитии страны. Так, резервы Центрального банка к концу июля достигли уровня в 37 млрд. долл., а за шесть первых месяцев текущего года рост ВВП, промышленного производства и товарооборота оказался выше запланированного. И хотя по сравнению с 2000 годом налицо явное замедление темпов (к примеру, рост производства снизился почти в два раза - с 10 до 5,5%), правительство по-прежнему весьма оптимистично оценивает ситуацию. По словам министра экономического развития и торговли России Германа Грефа, в прогнозе на второе полугодие правительственные эксперты исходят из того, что основные макроэкономические параметры сохранятся на уровне января-июня.
Однако, несмотря на это благополучие, а также в целом положительные отзывы о макроэкономической ситуации в России зарубежных специалистов, оценивших на днях рубль как одну из самых стабильных валют в мире, корабль нашей экономики, похоже, рискует сесть на подводные камни. Дело в том, что за фасадом бравурных реляций стоят только два фактора: эффект от девальвации рубля в 1998 году (с декабря 1997 года по июнь 2001 года стоимость рубля снизилась на 36,4%) и достаточно высокие цены на нефть (23,5-25 долл. за баррель). По сути, только благодаря им отечественная экономика может демонстрировать одни из самых высоких не только в Европе, но и во всем мире темпы роста.
Однако рецессия, которая охватила большинство развитых стран Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, не позволяет рассчитывать на устойчивость мировых рынков черного золота: в любом случае отсутствие спроса моментально приведет к падению цен. И хотя Организация стран-нефтеэкспортеров (ОПЕК) уже приняла решение о сокращении добычи на 1 млн. баррелей в сутки, исключать в среднесрочной перспективе повторения событий 1998 года, когда баррель нефти стоил лишь около 8-9 долл., нельзя. В этой связи глава российского правительства Михаил Касьянов уже высказался за то, чтобы минимизировать воздействие внешнеэкономических факторов на отечественную экономику. Правда, сделать это вряд ли удастся: Россия как жила за счет продажи своих природных ресурсов, так и будет дальше жить.
Впрочем, обвал цен на нефть не единственное, что может поставить крест на росте российской экономики. Гораздо большую роль, как ни странно, играет фактор укрепления национальной валюты. За январь-июнь российский рубль подешевел по отношению к доллару лишь на 3,3%. А в реальном выражении - с учетом роста потребительских цен - он по отношению к американской валюте укрепился на 7%. Еще больших успехов рубль добился в противостоянии с евро - в номинальном исчислении курс российской валюты повысился на 6,5%, а в реальном - с учетом роста потребительских цен - на 17,4%.
Однако этим последствия реального укрепления рубля не ограничиваются. Опыт показывает, что, когда правительство начинает проводить жесткую монетарную политику, направленную на укрепление позиций национальной валюты, страдает при этом в первую очередь промышленность, чья продукция однозначно проигрывает импортным аналогам. Поэтому снижение темпов роста в этом году по сравнению с прошлым годом не что иное, как еще один тревожный знак того, что эффект от девальвации рубля уже прекращает свое действие. По словам главы аналитического отдела ИК "Проспект" Александра Корчагина, укрепление рубля, а также разрыв между темпами инфляции и номинальной девальвацией отечественной валюты будут играть негативную роль. "Не секрет, что наша экономика живет только за счет трубы - то есть экспорта нефти и газа, - пояснил аналитик, - и это обеспечивает основную часть экспортных поступлений. Так как импорт подешевел, что сказалось на его увеличении в этом году на 20%, то сохранение положительного внешнеторгового сальдо становится проблематичным".
Несколько более оптимистичную точку зрения высказал эксперт ИК "АТОН" Алексей Воробьев. По его мнению, политика сильного рубля не может стимулировать лишь краткосрочный рост, но в долгосрочной перспективе даст положительный результат. Правда, это будет возможным только при сохранении приемлемых цен на нефть. В противном случае, как отметил аналитик, под угрозой окажется график погашения внешней задолженности в 2002-2003 гг., а также в последующие годы.
Тем не менее Министерство финансов и ЦБ, как уже заявил Михаил Касьянов, намерены исключить резкие колебания курса рубля и сохранить его на стабильном уровне. На деле это означает, что с учетом инфляции, которая к концу года вряд ли будет ниже 18%, разрыв между номинальной девальвацией рубля и ростом цен стараниями правительства только возрастет.