- АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, вы являетесь соавтором законопроекта "Об операциях с валютными ценностями". В чем его принципиальное отличие от ныне действующего Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"?
- Предлагаемый проект в корне меняет режим валютного регулирования в нашей стране. Назову несколько, на мой взгляд, наиболее важных отличий. Первое. Это отказ от института органов валютного регулирования. Его функции призван исполнять сам федеральный закон. В нем самом прописаны все правила проведения операций с валютными ценностями, без предоставления особых полномочий каким-либо органам власти. Они, в частности, лишаются права предоставлять или отказывать в предоставлении индивидуальных разрешений, то есть по собственному разумению карать и миловать. Следовательно, будет отсутствовать почва для субъективизма и чиновничьего произвола.
Второе. Проектом закона вводится запрет на принуждение к совершению конверсионных операций. Тем самым отменяется одиозная для рыночной экономики обязательная продажа экспортной валютной выручки.
Третье. Устанавливается право резидентов осуществлять валютные операции без предоставления в уполномоченные банки документов, подтверждающих цель их проведения. В результате упраздняется унизительная процедура доказательств права пользования собственными валютными средствами, а банки освобождаются от исполнения несвойственных коммерческим учреждениям административных прогосударственных функций, ведущих к конфликту интересов.
Реализация этих положений, по моему мнению, поможет достижению двух главных взаимосвязанных целей. Одна из них прямо заявлена в преамбуле проекта закона - это создание условий для свободного движения капитала и эффективной реализации основных принципов рыночной экономики - конкуренции и свободы предпринимательской деятельности. Другая реализуемая цель - освобождение рубля от статуса ущербной валюты посредством снятия с иностранной валюты ореола всеобщего поклонения (отказ от инвалютного фетишизма), фактически установленного ныне действующими нормативными актами.
Нам жизненно необходимо улучшение делового климата, которое вполне достижимо на фоне политической стабильности как совокупный результат проведения либеральных реформ в области налогового и, что не менее важно, валютного законодательства. Это, в частности, поможет в своевременном исполнении платежных обязательств государства, в том числе в обслуживании его внешней задолженности. В противном случае мы так и будем надрываться, тратить ежегодно чуть ли не половину средств федерального бюджета на выплату долгов. Ведь без экономического развития не будет роста налогооблагаемой базы, доходов бюджета, и он так и останется куцым.
- Но многие эксперты считают, что в связи с сокращением предложения иностранной валюты на рынке из-за отмены обязательной продажи экспортной выручки произойдет снижение величины золотовалютных резервов Банка России и драматическое падение курса российского рубля, что негативно скажется на благосостоянии населения.
- Во-первых, у меня есть полная уверенность в исключительной благотворности политики заниженного курса рубля для развития российской экономики в нынешних условиях. Готов привести множество аргументов в подтверждение этого.
Во-вторых, хотя для многих звучит парадоксально, но в средней и тем более в долгосрочной перспективе отмена института обязательной продажи и других подобных бессмысленных административных мер однозначно приведет к увеличению нетто-предложения иностранной валюты на российском рынке: рост инвестиций, снижение стимулов утаивания выручки за рубежом. Однако в данном случае эмиссионная активность Банка России, сопровождающая это увеличение, будет абсорбирована дополнительным спросом на деньги со стороны растущей экономики, и соответственно негативных инфляционных последствий удастся избежать.
И, наконец, в-третьих. В случае краткосрочного недостатка предложения валюты на рынке равновесие на нем может обеспечить Банк России, используя для этого свои резервы. Их, кстати, более чем достаточно. Ведь именно для защиты и обеспечения устойчивости рубля - а это основная конституционная функция Банка России - они и предназначены. В этой связи странно слышать сравнение величины золотовалютных резервов, например, с годовыми платежами государства по внешнему долгу или с импортными потребностями. Можно подумать, что главный банк обязан брать на себя обязательства по обеспечению страны импортным товаром. Это не только не предусмотрено законодательством Российской Федерации, но и прямо ему противоречит. Соответственно нет никакого резона ни в наличии в резервах Банка России иностранной валюты в объеме, превышающем эмитированную им денежную массу, ни в самом наращивании величины резервов. Впрочем, может, у кого-то есть желание расширять кредитование иностранной экономики┘
- И все-таки, есть ли, по вашему мнению, какой-либо риск негативного развития событий в результате серьезной либерализации валютного законодательства в нашей стране?
- Ни малейшего, если, конечно, не будет иметь место провоцирующая тактика проведения курсовой политики. Стоит ожидать при прочих равных условиях непродолжительное - до трех месяцев - и незначительное падение нетто-предложения валюты на рынке в связи с удовлетворением вероятного отложенного спроса на нее со стороны наиболее законопослушных участников рынка, то есть тех, кто принципиально не использует "серые" схемы. Не самые законопослушные, а их большинство, никогда не имели с этим проблем. Вся цена вопроса в двух-трех миллиардах долларов, которые, возможно, придется потратить Банку России. Причем в этом нет ничего плохого, ведь валюта не будет отдана за бесценок, ее обменяют на рубли. И Банку России меньше придется заниматься так называемой стерилизацией излишней рублевой ликвидности. Соответственно уменьшатся его процентные расходы, которые сегодня тоже вносят свой вклад в повышение темпов инфляции. В любом случае Центробанк должен благодарить покупателей валюты, помогающих выполнить его конституционную задачу и достигнуть запланированных макроэкономических показателей.
- Как известно, в настоящее время обсуждаются предложения по модернизации валютного законодательства с сохранением разрешительного порядка проведения лишь нескольких видов операций, а также на некоторое время - и обязательной продажи. Может, на первых порах стоит ограничиться этим?
- Весь вопрос в том, каким мы хотим видеть наше государство - с явными и к тому же неэффективными по своим последствиям признаками тоталитарного режима или без них.
Сохранение разрешительного, а по сути, запретительного порядка проведения ряда валютных операций резидентов, а также института обязательной продажи экспортной выручки означает продолжение практики присвоения государством права распоряжения частным имуществом. Однако меры административного регулирования, если, конечно, они не предполагают конфискацию собственности, не приводят к передаче иностранной валюты во владение государства. Оно претендует лишь на налоги, объем сбора которых обратно пропорционален жесткости данных мер, ибо эти меры способствуют утаиванию выручки за рубежом и соответственно снижению заявляемой экспортерами налогооблагаемой базы. Иностранная валюта, которой регулирующие органы "не дают хода", продолжает находиться на счетах негосударственных организаций и не подлежит использованию, например для стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке. В свою очередь, институт обязательной продажи лишь повышает обороты операций. Смею уверить, что крупные экспортеры располагают массой возможностей для того, чтобы не отдать рынку валюты больше, чем им экономически необходимо. Следовательно, любая установленная норма обязательной продажи ни в малейшей степени не увеличивает нетто-предложение валюты и не способствует пополнению резервов государства.
Таким образом, узурпация государством чужих прав, резко ухудшая деловой климат России, ничего не дает самому государству. Она лишь обеспечивает работой и полномочиями несколько сотен чиновников.
- Но ведь через жесткие меры валютного регулирования прошли практически все страны, а в ряде из них они сохраняются по сей день┘
- Чиновничество существует во всех странах, и ему хочется хорошо жить. Проанализируйте два списка - государства с наиболее жестким валютным законодательством и наиболее коррумпированные - и убедитесь в их практически полном совпадении.