ОСТАП Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у граждан. Если бы великий комбинатор жил в наши дни, его коллекция могла бы пополниться и 401-м способом, изобретенным трансагентствами.
Сам способ незатейлив: покупая авиабилет, фактически каждый пассажир в "добровольно-обязательном" порядке становится обладателем страхового полиса. Шанс избежать подобной ловушки имеют только те путешественники, которые либо досконально знают Закон "О защите прав потребителей", а таких не слишком много, либо те, кто проверяет купленные билеты и кучу прилагающихся к ним квитанций о различного рода сборах сразу - не отходя от кассы. Следует заметить, что таких еще меньше, да и подобная проверка ни к чему дельному не приводит - деньги за авиабилет уже заплачены. Корреспонденты "НГ" опросили десять человек, купивших билеты в трансагентстве "Гарант-Сервис" на Лубянке, и выяснили, что обладателями страхового полиса "Промышленно-страховой компании" незаметно для себя стали все десять. Такая "забота" привела к увеличению стоимости авиабилета в среднем на пару сотен рублей.
"Промышленно-страховая компания" переложила всю ответственность за принудительное страхование на трансагентство, заявив, что кассир, продавая билет, обязан только предложить подобную услугу пассажиру, который сам решит, насколько это ему нужно. Ведь в самом полисе синим по голубому написано: "Основанием для заключения договора страхования является устное заявление Страхователя". Однако для того чтобы Страхователь (т.е. тот, кто платит деньги за страховку) хоть что-нибудь заявил, он должен быть как минимум информирован о такой услуге.
В Главном агентстве воздушных сообщений (ГАВС), в ведении которого находится ряд трансагентств, замеченных в таких нарушениях, корреспондентам "НГ" заявили, что вся ответственность лежит на кассирах, продающих билеты. Так как кассиры получают определенный бонус с каждого проданного полиса, то им выгодно застраховать максимальное количество путешественников, не особо интересуясь их мнением. Причем в ГАВСе, похоже, с одной стороны, признают наличие существующей проблемы, но, с другой стороны, не считают нужным кардинально менять ситуацию, объясняя это тем, что "к каждому кассиру контролера не поставишь". Видимо, просто написать объявление, информирующее покупателей о возможности добровольно застраховаться, чиновникам из агентства не приходило (не хотело приходить) в голову.
Юристы Общества по защите прав потребителей подтвердили, что вся ответственность за мягкий рэкет лежит не на страховой компании, а на реализаторе авиабилетов. И его неправомерная деятельность подпадает под статью 16 Закона "О защите прав потребителей" и называется "навязыванием дополнительных услуг, оказываемых за плату". Более того, так как в полисе не стоит подпись застрахованного лица (а ее там не может быть по определению, так как это самое лицо и знать не знает о свалившемся на него счастье), то такой полис не является действительным. И хотя представители ПСК уверяют, что пострадавший все равно получит причитающиеся ему деньги при наступлении страхового случая, юристы высказывают на этот счет определенные сомнения. Документ, не оформленный надлежащим образом, оставляет слишком много лазеек для страховой компании, чтобы избежать выплаты денег.
По словам юристов, потребитель имеет право вернуть полис, получив назад потраченные деньги. А у особо обиженных есть шанс пойти дальше и подать в суд, потребовав компенсации морального ущерба, которая может составить от 1000 до 5000 рублей, то есть получить сумму, в 10-50 раз превышающую величину "изъятого" страхового взноса.