ПРОШЕДШАЯ международная конференция "Роль Транссиба в развитии российской и мировой экономики" несколько отличалась от традиционных мероприятий подобного рода. Причем не только из-за довольно "звездного" состава участников и их статусности, но и из-за важности сделанных заявлений. Так, глава правительства Михаил Касьянов, заразившись оптимизмом министра путей сообщения Николая Аксененко, заявил, что "российская промышленность сможет удовлетворить потребности отрасли в подвижном составе и технических средствах". Правда, подобные заверения не вдохновили самого Аксененко.
Железнодорожники, обнадеженные премьером, продолжили отмечать две круглые даты - столетие со дня начала строительства Транссибирской магистрали и 150 лет с момента открытия железнодорожного сообщения Санкт-Петербург-Москва. Именно с началом работы транспортной ветки между двумя столицами России и началось крупномасштабное строительство железных дорог в нашей стране. О значении Транссиба говорить тоже не приходится - его создание и дальнейшее функционирование послужило мощнейшим толчком для экономического развития сибирского региона. Осуществление этого проекта позволило России в начале века заявить о себе как о крупной индустриальной стране и встать в один ряд с лидирующими железнодорожными державами, такими, как США, Китай, Канада.
Столетие Транссиба - это не просто знаменательная дата. Железнодорожная магистраль продолжает развиваться и до сих пор является одной из самых важных транспортных артерий страны, оставаясь основным сухопутным коридором на Евразийском континенте.
На международной конференции первый заместитель министра путей сообщения Александр Целько заявил, что в этом году по магистрали планируется перевезти 50-60 тыс. контейнеров, что значительно превышает прошлогодний объем перевозок (39,5 тыс.). Не менее важным стало сообщение о скором завершении проектных работ по соединению материковой части железной дороги России с Сахалином путем строительства тоннеля через пролив Невельского. В дальнейшем этот отрезок будет соединен с японским островом Хоккайдо, что позволит организовать прямое железнодорожное сообщение между Англией и Японией и будет способствовать дополнительному привлечению грузов, перевозимых по Транссибу.
Работы ведутся не только на востоке. Предпосылки для увеличения объема грузоперевозок возникнут и за счет того, что в конце 2002 года в районе города Богумин будут созданы один из крупнейших в Европе контейнерный терминал и центр логистики. Правда, для этого в Чехию придется проложить железнодорожную колею российского образца, поскольку европейский стандарт равен 1435 мм, а российский - 1520 мм. Строительство такого терминала позволит сократить расходы на транспортировку грузов в среднем на 15-20%, в частности, стоимость перевозки одного контейнера снизится в среднем на 500-600 долл., не говоря уже о том, что значительно уменьшится и время, необходимое для доставки груза до места назначения. Как сообщил заместитель министра путей сообщения Виктор Величко, транспортировка транзитных грузов из Европы в Азию по Транссибу позволит сократить время их доставки в среднем на 15 суток. Например, транспортировка из порта Восточный в Финляндию сократится по сравнению с морским путем на 15,5 суток.
Что же касается технического оснащения магистрали, то уже сегодня МПС завершает работу по прокладке волоконно-оптических линий на всей протяженности Транссиба. Электронный обмен данными позволит сократить время обработки грузов в портах и на пограничных станциях. Помимо этого, вскоре будет реализован проект по созданию профессиональной мобильной связи, действующей на железнодорожных линиях. Сейчас выбирается необходимый стандарт и готовится технико-экономическое обоснование. Железнодорожники не исключают, что проект будет закончен уже в следующем году.
Однако значимость этой даты оценили не только в Министерстве путей сообщения. Надо сказать, что железнодорожники не могли пожаловаться на отсутствие внимания со стороны властей. Так, на днях министерство посетил президент Владимир Путин для награждения железнодорожников государственными наградами. Интересно, что за все время существования министерства, то есть за 150 лет, с момента открытия первой железной дороги первое лицо государства никогда не посещало это ведомство.
Однако Путин прибыл в МПС не только для вручения наград железнодорожникам. Именно в столь торжественный момент президент рассказал, чего он ждет от транспортников и предстоящей реформы МПС. Первое - обеспечение стабильных и низких тарифов, второе - прозрачность принятия административных решений, обоснованной инвестиционной и эффективной социальной политики. При этом президент отметил, что "в общем и целом министерство работает обоснованно во всех отношениях".