- Cергей Владимирович, возглавляемая вами компания раньше была известна консерватизмом и нелюбовью к крупным перспективным проектам. Есть ли у нового руководства "Транснефтепродукта" стратегическая цель, сверхзадача?
- Я бы сформулировал эту задачу многопланово: расширить сеть нефтепродуктопроводного транспорта страны до 23 тысяч километров, радикально реконструировать имеющиеся мощности и довести транспортировку нефтепродуктов нашей компанией до половины общероссийской. Сегодня ее доля равна примерно четверти. Когда "Транснефтепродукт" упрекают в монопольном положении на рынке, это выглядит довольно смешно. Мы работаем в условиях реальной конкуренции - прежде всего с железнодорожным транспортом. Уверен: роль "Транснефтепродукта", государственной компании, занимающейся прокачкой нефтепродуктов, должна возрастать. И это приведет не к монополизму, а к усилению государственного контроля. Правила игры на рынке должно задавать именно государство, ведь транспортировка нефтепродуктов имеет стратегический характер.
- В правительстве давно обсуждается "проблема-2003" - проблема старения и выбытия основных фондов в промышленности. Является ли она проблемой для "Транснефтепродукта"? Есть ли у компании ресурсы для решения масштабных задач?
- Назову несколько цифр. 19,3 тысячи километров - сегодня длина всех нефтепродуктопроводов России. На 7 тысячах из них достигнута полная амортизация. Значительная часть "трубы" проложена в 50-е, а, например, на Северном Кавказе - даже в 30-е годы. Неудивительно, что система загружена неравномерно. Она не в состоянии удовлетворять даже нынешние потребности российских нефтеперерабатывающих заводов. Ресурс исчерпан. А ведь эти потребности растут: в соответствии с Энергетической стратегией России, одобренной правительством, объемы производства нефтепродуктов на НПЗ увеличатся к 2010 году по сравнению с 1999-м в полтора раза, до более чем 70 миллионов тонн. А бензин, дизтопливо и многое другое надо бесперебойно доставлять потребителям. Именно поэтому нами в кратчайшие сроки создана и уже начала осуществляться концепция развития нефтепродуктопроводного транспорта на период до 2010 года. Она включает в себя и программу технического перевооружения существующих сетей.
- Что предстоит реконструировать?
- Очень многое. Прежде всего это магистральный нефтепродуктопровод Уфа-Западное направление (участок от Уфы до Прибоя), магистрали Самара-Брянск и Стальной Конь-Западное направление. Это стратегически важные элементы системы: по ним от Омского НПЗ, из Башкирии и Центрального района России нефтепродукты поставляются к западным границам России. Кроме того, уже ведутся работы по реконструкции на участках Кириши-Красный Бор и Красный Бор-Морской порт. Они входят в нефтепродуктопровод Кириши-Санкт-Петербург, имеющий важное значение и для внутреннего рынка, и для экспорта.
Но одной реконструкции недостаточно. С распадом СССР Россия потеряла нефтеналивные терминалы и на Балтике, и на Черном море. Остался один Новороссийск. Только расходы на транзит российской нефти и нефтепродуктов через Вентспилс, Клайпеду и Таллин составляют сегодня до полутора миллиардов долларов ежегодно. А ведь есть еще Украина и Белоруссия - там мы тоже оставляем колоссальные средства за транзит. И национальные интересы России, и элементарная экономическая целесообразность подталкивают нас к строительству новых нефтепродуктопроводов в направлениях на северо-запад и на юг. Тем более что есть соответствующий указ президента от 6 июля 1997 года, существует программа развития портов России, да и наши коллеги из "Транснефти" давно ведут эту работу по нефтепроводам.
- Итак, Приморск и Новороссийск?
- Да. В Приморске и Новороссийске будут построены терминалы для перевалки нефтепродуктов на экспорт. А два новых нефтепродуктопровода (порты будут их конечными пунктами) призваны гарантировать экономический суверенитет России и стабильные поставки нефтепродуктов с российских НПЗ.
Северо-западный маршрут таков: Нижний Новгород-Ярославль-Кириши-Приморск. Что это за труба? Протяженность трассы - 950 километров, объем транспортировки дизельного топлива - 8-10 миллионов тонн в год, количество перекачивающих станций - 8. Инвестиции должны составить около 500 миллионов долларов и окупиться за 5 лет. Южное направление - это нефтепродуктопровод Самара-Саратов-Волгоград-Новороссийск. 1600 километров трассы, тот же объем транспортировки, 11 перекачивающих станций. Мы планируем, что на его сооружение потребуется примерно 920 миллионов долларов, а окупится проект за 6 лет. Коме того, планируем завершить строительство нефтепродуктопровода Пермь-Альметьевск. В результате реализации всех этих проектов увеличатся не только экспортные возможности России, но и улучшится снабжение целого ряда регионов: республик Северного Кавказа, Краснодарского края, Северо-Запада.
- Будут ли расходоваться на сооружение новых нефтепродуктопроводов собственные средства компании? Каких инвесторов вы планируете привлекать?
- Конечно, текущие расходы на эксплуатацию, реконструкцию и техническое перевооружение осуществляются прежде всего за счет собственного дохода "Транснефтепродукта". До 2010 года мы планируем направить на эти цели примерно 52 миллиарда рублей. Но затраты составят около 68 миллиардов. Очевидно, для их восполнения потребуется существенная коррекция тарифной политики. А для новых проектов мы постепенно создаем пул инвесторов. Наши идеи уже одобрили "ЛУКОЙЛ", "Славнефть", ЮКОС и "Сибнефть". Очевидно, и роста инвестиционной составляющей тарифа на прокачку не избежать.
При этом государство потерь не понесет. Например, в 2001 году планировалось выплатить ему как акционеру 10 миллионов рублей. Однако совет директоров увеличил эту сумму в пять раз - до 50 миллионов.
- Потребует ли качественное обновление системы нефтепродуктопроводов модернизации структуры компании?
- Реструктуризация "Транснефтепродукта" уже началась. Структура компании должна строиться исходя из приоритетов, определяемых собственником. Наш собственник - государство - свои интересы определил. Поэтому наша главная внутрикорпоративная задача сегодня - укрепить вертикаль подчиненности. В уставной капитал "Транснефтепродукта" предполагается внести акции всех дочерних акционерных обществ отрасли, оставшихся в федеральной собственности. Компания станет их единственным акционером. Здесь будет наведен порядок - пакетов без присмотра быть не должно.
- Во всех трубопроводных системах, проходящих по территории России и сопредельных государств, существует проблема несанкционированных врезок. Воровства, попросту говоря. Насколько она актуальна для "Транснефтепродукта"?
- Это огромная проблема. И наиболее болезненна она на Украине. Сегодня мы фактически только фиксируем факты несанкционированных изъятий нефтепродуктов. В рамках проведения реконструкции и технического перевооружения мы разработали СОУ - систему обнаружения утечек. Кроме того, создается "Спецтранснефтепродукт" - специальная компания, задачей которой будет обеспечение безопасности нашей системы. Вместе со службой безопасности "Транснефти", с которой мы работаем в тесном взаимодействии, эта компания должна предотвращать подобные правонарушения и задерживать нарушителей. В ее распоряжении будут наиболее современные средства обеспечения безопасности, вплоть до вертолетов. То, что наш собственник - государство, отнюдь не ослабляет нашей ответственности за сохранность вверенной нам собственности.