СЕГОДНЯ в Россию должна прибыть весьма представительная делегация из Соединенных Штатов. В ее составе советник американского президента по вопросам национальной безопасности Кондолиза Райс. Наверняка можно сказать, что все внимание будет приковано к переговорам по вопросам стратегической стабильности. Однако в составе делегации будут министр финансов США Пол О"Нил и министр торговли Дон Эванс. Одним из ключевых предметов двусторонних переговоров станет вопрос о поставках российской стали на рынок США.
Правда, предстоящие переговоры усугубляются тем, что американское правительство намерено еще более ужесточить доступ на свой рынок стали из остальных стран. Так, в июне администрация Джорджа Буша обратилась к Комиссии по международной торговле США с просьбой дать свое заключение об ущербе, который нанес американской сталелитейной промышленности ввоз черных металлов. Такие расследования время от времени проводятся этой комиссией и заканчиваются довольно печально для тех, против кого ведется расследование.
В начале 1998 года такое расследование было проведено против России, Японии и Аргентины. В результате на сталь, производимую Японией и Аргентиной, были наложены непомерные пошлины. Этим странам не помогло даже то, что они являются членами Всемирной торговой организации. Что же касается России, то она была принуждена к заключению крайне невыгодных для себя соглашений. Так, летом 1999 года были подписаны соглашение по горячекатаному листу и так называемое всеобъемлющее соглашение, по которому квотировались поставки всех видов российской стали на американский рынок. Вся неприятность этого соглашения, которое до сих пор продолжает действовать, состоит в том, что в нем зафиксированы цены, ниже которых российские сталевары не имеют права продавать свою продукцию. Эти цены значительно выше тех, которые существуют на американском рынке.
В результате только от подписания этого соглашения Россия уже потеряла около 2 млрд. долл. Если в 1998 году (год начала расследования против российской стали) наша страна продала в США 6,6 млн. тонн черных металлов на 1,4 млрд. долл., то уже в 2000 году в рамках соглашения поставки значительно сократились и составили 3 млн. тонн на 630 млн. долл., то есть фактически в два раза меньше.
Соглашение предусматривало, что зафиксированные в нем цены будут пересматриваться каждые три месяца в зависимости от колебаний рынка. Однако когда российские коллеги обратились в Минторг США с предложением встретиться и обсудить новые условия, то никакого ответа не получили. В США начались президентские выборы, и всем было понятно, что ни на какие уступки до их окончания администрация Клинтона не пойдет. Выборы закончились, однако российской стороне дали понять, что идет формирование новой администрации, которая должна разобраться в этом вопросе. Наконец российский министр экономического развития и торговли Герман Греф направил американской стороне письмо, в котором предлагал провести новый раунд переговоров по стали. Переговоры состоялись, но российской стороне они принесли лишь разочарования. Фактически никаких серьезных изменений в договоре Америка не предложила, ссылаясь на давление собственных сталелитейных компаний.
Под руководством заместителя министра экономического развития и торговли Максима Медведкова представители российских металлургических компаний собирались не раз. И несколько месяцев назад они приняли решение об одностороннем выходе из этого соглашения ввиду его неработоспособности. Однако озвучить это решение должно было российское правительство.
Не исключено, что именно эта позиция сегодня и будет представлена американской стороне. В ходе переговоров будет окончательно решен вопрос - выйдут ли российские сталелитейщики из соглашения или американцы пойдут на конструктивные изменения двусторонних договоров. Как раз от того, каков будет исход переговоров, и определится, начнется ли новая стальная война между США и Россией, в ходе которой наша страна может вообще потерять американский рынок.