КОМИССИЯ по тарифной политике при правительстве приняла решение о введении единого тарифа на внутренние железнодорожные перевозки. Если раньше за доставку экспортных грузов до портов и импортных из портов взимался экспортный тариф, то теперь эти платежи будут рассчитываться по единой внутренней ставке. С 1 августа экспортно-импортные тарифы на грузы, проходящие через морские порты России, будут снижены почти в 2 раза, а внутренние - повысятся в среднем на 18%.
Естественно, от введения единого тарифа выиграют в первую очередь экспортеры нефтепродуктов, металлов, леса, минеральных удобрений. Эта мера позволит стимулировать увеличение традиционного экспорта российских товаров, бюджет сможет получить дополнительные доходы. То есть, с одной стороны, реформы, конечно, носят позитивный характер. Однако при этом унификация тарифов приведет к тому, что доходы Министерства путей сообщения (МПС) сократятся почти на 10% годовых поступлений отрасли, или в абсолютном выражении - на 22,9 млрд. руб.
При этом правительство, приняв решение об унификации тарифов, пока не собирается возмещать министерству выпадающие доходы. Сами железнодорожники согласны за счет внутренних резервов сократить потери в размере 6,3 млрд. руб. Оставшиеся средства, по мнению министра Николая Аксененко, должен выплатить бюджет. В правительстве с этой точкой зрения пока не согласны. Во всяком случае, в этом году, по словам вице-премьера Виктора Христенко, убытки отрасли компенсировать не планируется: в бюджете этого года таких выплат не предусмотрено. Вносить же в документ изменения, которые позволили бы вернуть отрасли выпадающие доходы, у кабинета министров, судя по всему, нет желания.
Сомнений в том, что МПС эти средства необходимы, не возникает. Значительная часть подвижного состава требует обновления, не хватает средств на необходимые инвестиционные программы, а перевозка пассажиров в пригородном транспорте никогда не была для отрасли прибыльным делом. И хотя министерство получило возможность само устанавливать цены на железнодорожные пассажирские перевозки, за исключением плацкартных и общих, пока в их планы повышение стоимости не входит. Как сообщил Аксененко, до октября этого года пассажироперевозки будут осуществляться по прежним ценам. Да и после повышения их стоимости нельзя будет сказать, что министерство получит значительную прибыль. Рост тарифов составит не более 20%, а учитывая, что уровень инфляции в этом году уже значительно превысил запланированный правительством и к октябрю он вполне может достигнуть отметки, превышающей 20%, назвать такие поступления прибылью просто нельзя. Стоит отметить, что в последнее время индексация тарифов на грузовые перевозки отстает от роста потребительских цен в 1,8 раза.