В последние годы "Альфа-групп" сосредоточилась на специфическом бизнесе - искусственном банкротстве, которое осуществляется при активном участии арбитражных судов. Российская пресса много писала о первой акции такого рода, когда в 1999 году внешний управляющий от "Альфы" Глеб Фетисов "вычистил" основные фонды Ачинского глиноземного комбината, оставив в его собственности только стены да крышу. Неудивительно, что в качестве поощрения за хорошо проделанную работу он был назначен на высокооплачиваемую должность президента компании "Альфа-Эко".
Чистильщик Горшков
В том же году после закулисных переговоров тюменского губернатора Леонида Рокецкого (председателя совета директоров принадлежащей "Альфе" Тюменской нефтяной компании) с председателем Высшего Арбитражного суда этот суд вынес решение, согласно которому "Черногорнефть" была объявлена банкротом. И вновь внешним управляющим туда был назначен человек "Альфы" - Александр Горшков. Требования остальных кредиторов, на которых пришлось 98 процентов долгов "Черногорнефти", были Верховным Арбитражем абсолютно единогласно проигнорированы. Хотя до визита Рокецкого в Москву тот же суд их столь же единогласно поддержал. Кредиторы, включая самого мощного зарубежного инвестора, компанию ВР-Аmосо, потеряли миллиарды долларов.
На днях, когда президент Владимир Путин принимал в очередной раз в Кремле олигархов, глава металлургического департамента "Альфа-Эко" Вадим Кучарин готовился к заседанию Арбитражного суда Оренбургской области, где выступал представителем компаний ООО "Юниверсал Металл" (Санкт-Петербург) и "First Royal Steeltex Corp." (Лихтенштейн), входящих в группу компаний "Стилтекс" во главе с Владимиром Савельевым. Обе эти компании предъявили иски о банкротстве одному из крупнейших в России металлургических комбинатов - ОАО "Поста" (Орско-Халиловский металлургический комбинат, или сокращенно ОХМК), расположенному в городе Новотроицке Оренбургской области. Иски эти были удивительны как по сути, так и по форме. Например, месячная выручка ОАО "Носта" с лихвой перекрывала суммы обоих исков, взятые вместе. Обе названные компании до подачи исков никаких требований о возврате денег "Носте" не предъявляли. Согласно представленным в суд сверкам взаимных долгов, истцы сами должны ответчику на порядок больше. Более того - ООО "Юниверсал Металл", до суда получив уведомление о перечислении от ОАО "Носта" на свой банковский счет заявленной в иске суммы, данный счет срочно закрыло. Деньги вернулись металлургам, и те вынуждены были перевести их на депозитный счет нотариуса в Петербурге.
Накануне суда в Оренбург прибыла комиссия из Высшего Арбитражного суда, члены которой имели длительную "воспитательную" беседу с председателем Оренбургского Арбитражного суда. 19 и 20 июня 2001 года состоялись два заседания, которые в своих решениях удовлетворили просьбы истцов. Суд запретил участие в заседаниях представителям Федеральной службы по финансовому оздоровлению (ФСФО), на которых законом возложено наблюдение за процедурами банкротства. Временным управляющим ОАО "Носта" был назначен не чиновник ФСФО, как предписывает в данном случае закон, а все тот же Александр Горшков, не имеющий необходимой для этой работы и предписанной законом аттестации. Интересно, что свои связи с "Альфой" Горшков всячески маскирует. Высокопоставленные представители самой "Альфы" отказываются давать интервью на данную тему, также пытаясь скрыть свою роль организаторов захвата "Носты".
В свою очередь, ОАО "Носта" подало апелляцию, рассмотрение которой все тот же Оренбургский арбитраж отложил на максимально возможный срок - на 26 июля. Из переписки между руководством металлургического комбината и временным управляющим, предоставленной ОАО "Носта" журналистам, напрашивается вывод о том, что отпущенное ему время Горшков посвящает созданию разного рода провокационных ситуаций. Комбинат же скрупулезно и в кратчайшие сроки выполняет абсолютно все бредовые требования временного управляющего, что последнего безмерно огорчает. Судя по всему, "Стилтекс" и "Альфа" рассчитывают, что у Горшкова будет повод еще до рассмотрения апелляции обратиться в Оренбургский арбитраж с жалобой на то, что его работе на комбинате препятствуют. В этом случае суд вправе отстранить от должности гендиректора ОАО "Носта", после чего все распорядительные полномочия окажутся в руках временного управляющего. Дальнейший сценарий уже известен, он опробован еще два года назад в Ачинске.
КолонизациЯ субъекта Федерации
Детище "Альфа-групп" приобрело за немалые средства огромную собственность в нефтяном комплексе, включая ту же ТНК. В Оренбургской области ТНК получила 85 процентов нефтяной компании ОНАКО за фантастическую сумму в 1,08 миллиарда долларов. Эти деньги были взяты в кредит, вернуть который необходимо за 3 года. Такую сумму в столь краткий срок можно выплатить, если существенно снизить налоговые отчисления в бюджеты всех уровней (что в реальности и происходит) либо если гнать всю добываемую ОНАКО нефть на экспорт. Доля же экспорта в продажах этой компании крайне мала. ТНК, правда, хвастается значительным кредитом, полученным в американском ЭКСИМбанке. Но ведь это не "живые" деньги, а всего лишь гарантии под поставку нефтяного оборудования...
В общем, вокруг бизнеса "Альфы", связанного со скупкой акций предприятий нефтедобычи, сложилась весьма непростая ситуация. Недавно глава "Альфы" г-н Фридман в интервью "Файнэншл таймс" выразил обеспокоенность возможным резким снижением цен на нефть, которое неминуемо приведет к снижению стоимости нефтяных активов. При этом Фридман сообщил, что "Альфа" готова рассмотреть предложения о продаже ТНК за рубеж по цене не менее 4 млрд. долларов. Поскольку и все остальные свои приобретения она делала в компаниях, представляющих особый интерес для ВР-Атосо, то складывается впечатление, что названные "нефтяные" приобретения "Альфа" совершала с единственной целью - сделать BP-Amoco предложение, от которого последняя не сможет отказаться. Что же это за предложение? Элементарно - купить принадлежащие "Альфе" акции под угрозой агрессии со стороны так называемых миноритарных (т.е. мелких) акционеров. К каким сложностям для крупных акционеров и самих предприятий такая агрессия может привести, показали действия Кеннета Дарта в отношении "ЮКОСа" и "Сибнефти" и Бориса Федорова с его Объединенной финансовой группой - в отношении "Газпрома".
У плана "Альфы" есть две неприятные стороны. Во-первых, все эти манипуляции с банкротствами и выводом средств из предприятий крайне дорого обходятся как самим предприятиям и их сотрудникам, большинство из которых обычно теряет работу, так и партнерам данных предприятий. То есть операции такого рода нужно проводить достаточно быстро, пока количество претензий со стороны незаконно обделенных субъектов права не перейдет в новое качество, способное сломать защитные системы "Альфы" в судах и структурах исполнительной власти. Во-вторых, покупка ОНАКО пробила в финансовой схеме "Альфы" такую брешь, залатать которую непросто. Атака на "Носту" свидетельствует, что именно за счет данного предприятия "Альфа" намерена покрыть свои непредвиденные расходы. Параллельно можно попытаться решить и вопрос о компенсации затраченных средств за счет конкурентов "Носты", которых представители "Альфы" активно "окучивают", начиная с апреля нынешнего года.
Вторая версия, которая могла бы объяснить притяжение "Альфы" к Оренбургской области, опять же основана на интересе финансовой группы преимущественно к торгово-закупочной деятельности. Действительно, "Альфа" не строит никаких долгосрочных производственных планов, но активно торгует всем: от кредитов и пакетов акций - до банальной водки. "Оседлав" бюджетообразующие компании области, ОНАКО и "Носту", "Альфа" сможет взять под контроль все налоговые поступления: имея такой мощный рычаг, можно вертеть областной администрацией, как душе угодно. И создать собственную региональную (точнее, колониальную) систему экономических отношений, для которой политические лица в легальных властных органах останутся лишь ширмой.
Это особенно актуально для Оренбуржья, где за нынешним главой администрации, коммунистом Алексеем Чернышевым, твердо закрепилась репутация слабого губернатора. При нем и нефтянку, и крупнейший металлургический комбинат можно спокойно продавать, поскольку скоро в области все властные рычаги уже будут в руках "Альфы".
"Лохи" и "наводчики"
Самым слабым местом в скандальной истории с очередным незаконным банкротством, как уже стало очевидно, оказались выбранные "Альфой" "наводчики". Из неформальных бесед с сотрудниками среднего звена "Альфа-групп" выяснилось, что глава "Стилтекса" Владимир Савельев обещал Вадиму Кучарину мгновенный и безболезненный захват рычагов власти на комбинате, в управлении которым некоторое время участвовал и с которого был изгнан за финансовые махинации. В качестве доказательства поддержки со стороны "административного ресурса" он продемонстрировал диктофонную запись, якобы сделанную при передаче Савельевым взятки заместителю губернатора Оренбургской области Борису Плохотнюку. "Альфисты" поверили Савельеву, известному своим даром убеждения, после чего сразу же сверстали бюджет, необходимый для принятия соответствующего решения Арбитражным судом, а также функционирования своего человека Горшкова в качестве временного управляющего. Однако теперь, когда блицкриг увяз в издевательски законопослушном ответе руководителей "Носты" на агрессию, "Альфа" начинает сомневаться в разумности вложения собственных средств. "Если Савельев думает, что нас можно "кинуть", как "лохов", то он заблуждается", - сообщают те же источники в "Альфе".
Тем не менее в ближайшем будущем ситуация "вор у вора дубинку украл" вполне может иметь место. Ведь согласно имеющимся на ОАО "Носта" документам, группу "Стилтекс" весьма сильно прижали в последний год собственные кредиторы. То есть деньги "Альфы", выданные последней для захвата "Носты", могут быть использованы для решения совсем иных задач. В результате руководители "Альфы" пополнят список кредиторов "Стилтекса", взыскать с которого невозможно ни копейки по причине полного отсутствия у него сколько-нибудь ценного движимого и недвижимого имущества. В любом случае переход к позиционной войне в отношениях "Альфы" с "Ностой" лишил нападающих преимуществ, связанных с эффектом внезапности. Теперь в случае попытки "новой власти" войти на комбинат ее скорее всего встретит многочисленная рабочая дружина, вооруженная тяжелой арматурой. Ведь жителям Новотроицка уже разъяснили, что ждет их в случае надуманного банкротства градообразующего предприятия.
Новотроицк-Оренбург-Москва