Агентство экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование на тему того, насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам июня текущего года. Шестьдесят два эксперта по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 190 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. Причем средняя оценка, поставленная экспертами, соответствовала следующей эффективности лоббирования: от 0 до 1 - очень слабая, от 1 до 2 - слабая, от 2 до 3 - средняя, от 3 до 4 - сильная, от 4 до 5 - очень сильная. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", В.Кузьмичев - "Независимая газета", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, С.Яковлев - "Коммерсантъ-деньги", Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных, общественных и других организаций, сами лоббисты (М.Делягин - Институт проблем глобализации, В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий и PR, С.Марков - Институт политических исследований, М.Матыцин - реформ-клуб "Взаимодействие", А.Нечаев - Московский финансовый клуб, М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие "лоббист" в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы - корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину лидер "групп интересов". Есть также узкопрофессиональное употребление термина "лоббист", принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем весовым категориям. Первая - это "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата РФ и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки "цивилизованного лоббирования". Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые "всеядные" руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
Наиболее заметным лоббистским событием июня стало правительственное постановление о протекционистских мерах в автопроме, которое вводит фактически запретительную пошлину на ввоз подержанных иномарок. Такая мера освобождает отечественные автозаводы от нелегкой конкуренции с иностранными производителями. Это в первую очередь выгодно "АвтоВАЗу" как крупнейшему российскому производителю в этой отрасли. В результате заметно возрос рейтинг председателя его совета директоров Владимира Каданникова в номинации "первых лиц". Также улучшились позиции у руководителя "Сибирского алюминия", контролирующего "ГАЗ", Олега Дерипаски и Алексея Мордашова, главы "Северстали", получившей контроль над "УАЗом". Все они были участниками встречи с президентом Владимиром Путиным, на которой было принято решение о поддержке автопрома.
В той же номинации увеличился вес Кахи Бендукидзе (Объединенные машиностроительные заводы). По мнению наблюдателей, он заработал "лоббистские очки" тем, что отдал Ассоциации по защите прав инвесторов право голосовать за держателей АДР его компании. Кроме того, Бендукидзе, возглавляя рабочую группу РСПП по валютному регулированию, стал одним из основных лоббистов снижения норматива обязательной продажи валютной выручки. Президент потребовал от правительства внести соответствующий законопроект в Госдуму.
По-видимому, это решение Путина стало одной из причин отрицательной динамики рейтинга главы Центробанка Виктора Геращенко, который считается главным оппонентом валютной либерализации. Другая причина связана с прохождением ряда законопроектов, касающихся ЦБ, в Госдуме. Так, ее бюджетный комитет при рассмотрении законопроекта "Об аудиторской деятельности" и обсуждении новой версии части второй Налогового кодекса проголосовал за поправки, крайне невыгодные для Центробанка. А депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект "Об упрощенной процедуре регистрации юридических лиц", распространяющийся и на банки. Согласно законопроекту, Банк России лишается полномочий по регистрации кредитных организаций как юридических лиц.
Увеличение рейтинга губернаторов Ярославской области и Ненецкого АО, соответственно, Анатолия Лисицына и Владимира Бутова связано с тем, что они небезуспешно лоббируют крупные промышленные проекты в своих регионах. Благодаря усилиям первого в Ярославле началось строительство моста через Волгу, одного из крупнейших в России. Его сметная стоимость составляет около 10 млрд. руб., причем средства будут потрачены в основном из федерального бюджета. Бутов является инициатором строительства Ненецкого трубопроводного консорциума - магистрального нефтепровода, который не будет входить в систему "Транснефти", что даст возможность экспортировать нефть независимо от квот. В этой же номинации улучшились позиции у губернатора Московской области Бориса Громова. Это может быть следствием того, что давняя лоббистская борьба с Москвой за контроль над налоговыми отчислениями аэропорта "Шереметьево" недавно завершилась победой области. Высший арбитражный суд признал, что аэропорт "Шереметьево" находится не на московской, а на подмосковной земле, поэтому многомиллионные ежегодные налоговые отчисления коммерческих служб аэропорта будут пополнять областной бюджет.
В номинации "профессионалов" изменился рейтинг у некоторых вице-премьеров. Лидерство в номинации упрочил Герман Греф, который успешно пролоббировал в Госдуме принятие в первом чтении еще двух законопроектов из своего "антибюрократического" пакета. Речь идет о резком сокращении лицензируемых видов деятельности и об упрощении регистрации предприятий. Вице-премьер Алексей Кудрин, наоборот, не смог убедить депутатов установить ставку налога на прибыль в размере 25%, что могло стать причиной снижения его рейтинга. Депутаты проголосовали за 24%, и "лишний" процент может создать сложности по наполняемости бюджетов субъектов Федерации. Также ухудшились позиции у вице-премьера Ильи Клебанова. По-видимому, это объясняется тем, что новый совет директоров компании "Концерн "Антей" не переизбрал своим председателем директора Российского агентства по системам управления Владимира Симонова, который пользуется поддержкой Клебанова.
Можно также отметить возвращение в рейтинг депутата Госдумы Геннадия Кулика. Считается, что именно он лоббирует поправки к федеральному бюджету-2001, согласно которым все предусмотренные на лизинг сельскохозяйственной техники многомиллиардные средства будут направлены в уставной капитал ОАО "Росагролизинг" - "дочки" Россельхозбанка.
Лоббисты - первые лица
# |
Ф.И.О. |
Данные за |
|
Июнь 2001 г. |
Май 2001 г. |
||
1 |
Волошин А.С. (администрация президента) |
4,25 |
4,28 |
2 |
Чубайс А.Б. (РАО "ЕЭС России") |
4,10 |
4,19 |
3 |
Пугачев С.В. (Межпромбанк) |
4,08 |
4,07 |
4 |
Геращенко В.В. (Центральный банк РФ) |
4,06 |
4,13 |
5 |
Евтушенков В.П. (АФК "Система") |
4,02 |
4,04 |
Очень сильная эффективность |
|||
6 |
Фридман М.М. (холдинг "Альфа групп") |
3,87 |
3,80 |
7 |
Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещения и средств массовых коммуникаций) |
3,84 |
3,92 |
8 |
Потанин В.О. (группа "Интеррос") |
3,74 |
3,71 |
9 |
Алекперов В.Ю. ("ЛУКОЙЛ") |
3,71 |
3,80 |
10 |
Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) |
3,70 |
3,67 |
11 |
Каданников В.В. (АвтоВАЗ) |
3,67 |
2,72 |
12 |
Дерипаска О.В. ("Сибирский алюминий", "Русский алюминий") |
3,50 |
3,16 |
13-14 |
Ходорковский М.Б. (ЮКОС) |
3,46 |
3,55 |
13-14 |
Вайншток С.М. ("Транснефть") |
3,46 |
3,58 |
15 |
Окулов В.М. ("Аэрофлот - Российские авиалинии") |
3,28 |
3,14 |
16 |
Аксененко Н.Е. (Министерство путей сообщения) |
3,25 |
3,37 |
Сильная эффективность |
|||
17 |
Гуцериев М.С. ("Славнефть") |
2,96 |
2,72 |
18 |
Лисин В.С. (Новолипецкий металлургический комбинат) |
2,95 |
2,89 |
19 |
Кузык Б.Н. (xолдинговая промышленная компания "Новые программы и концепции") |
2,93 |
2,91 |
20 |
Хагажеев Д.Т. (ГМК "Норильский никель") |
2,91 |
2,94 |
21 |
Столяренко В.М. (АКБ "Еврофинанс") |
2,90 |
2,87 |
22 |
Бородин А.Ф. (Банк Москвы) |
2,88 |
2,92 |
23-24 |
Коган В.И. (Промстройбанк Санкт-Петербурга) |
2,85 |
2,77 |
23-24 |
Бендукидзе К.А. (Объединенные машиностроительные заводы) |
2,85 |
2,71 |
25 |
Мордашов А.А. ("Северсталь") |
2,82 |
2,69 |
Средняя эффективность |
|||
Средний рейтинг |
3,44 |
3,40 |
Лоббисты - региональные лидеры
# |
Ф.И.О. |
Данные за |
|
Июнь 2001 г. |
Май 2001 г. |
||
1 |
Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) |
4,42 |
4,48 |
2 |
Абрамович Р.А. (Чукотский АО) |
4,40 |
4,55 |
3 |
Лужков Ю.М. (Москва) |
4,37 |
4,45 |
Очень сильная эффективность |
|||
4 |
Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) |
3,92 |
3,90 |
5 |
Строев Е.С. (Орловская область) |
3,89 |
3,92 |
6 |
Яковлев В.А. (Санкт-Петербург) |
3,87 |
3,90 |
7 |
Лисицын А.И. (Ярославская область) |
3,85 |
3,83 |
8-9 |
Прусак М.М. (Новгородская область) |
3,80 |
3,76 |
8-9 |
Тулеев А.М. (Кемеровская область) |
3,80 |
3,88 |
10 |
Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия-Алания) |
3,72 |
3,69 |
11 |
Россель Э.Э. (Свердловская область) |
3,65 |
3,69 |
12 |
Хлопонин А.Г. (Таймырский АО) |
3,59 |
3,56 |
13-14 |
Магомедов М.М. (Республика Дагестан) |
3,43 |
3,32 |
13-14 |
Титов К.А. (Самарская область) |
3,43 |
3,53 |
15 |
Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) |
3,23 |
3,18 |
16 |
Кресс В.М. (Томская область) |
3,07 |
3,11 |
17 |
Лебедь А.И. (Красноярский край) |
3,05 |
3,44 |
Сильная эффективность |
|||
18 |
Громов Б.В. (Московская область) |
2,67 |
2,58 |
19-20 |
Позгалев В.Е. (Вологодская область) |
2,60 |
2,61 |
19-20 |
Ишаев В.И. (Хабаровский край) |
2,60 |
2,87 |
21 |
Бутов В.Я. (Ненецкий АО) |
2,54 |
2,27 |
22 |
Фархутдинов И.П. (Сахалинская область) |
2,46 |
2,41 |
23 |
Кадыров А. (Чеченская Республика) |
2,39 |
2,43 |
24-25 |
Полежаев Л.К. (Омская область) |
2,37 |
2,41 |
24-25 |
Неелов Ю.В. (Ямало-Ненецкий АО) |
2,37 |
2,35 |
Средняя эффективность |
|||
Средний рейтинг |
3,34 |
3,37 |
Лоббисты-профессионалы
# |
Ф.И.О. |
Данные за |
|
Июнь 2001 г. |
Май 2001 г. |
||
1 |
Греф Г.О. (федеральное правительство) |
4,68 |
4,61 |
2 |
Сурков В.Ю. (администрация президента) |
4,51 |
4,54 |
3 |
Христенко В.Б. (федеральное правительство) |
4,42 |
4,37 |
4 |
Кудрин А.Л. (федеральное правительство) |
4,33 |
4,39 |
5 |
Медведев Д.А. (администрация президента) |
4,11 |
4,15 |
6 |
Березовский Б.А. (портфельный инвестор) |
4,07 |
4,09 |
7 |
Мамут А.Л. (МДМ-банк) |
4,04 |
4,20 |
Очень сильная эффективность |
|||
8 |
Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) |
3,97 |
4,02 |
9 |
Авен П.О. (Альфа-банк) |
3,92 |
3,96 |
10 |
Клебанов И.И. (федеральное правительство) |
3,74 |
3,90 |
11 |
Шохин А.Н. (депутат Госдумы) |
3,57 |
3,49 |
12 |
Ресин В.И. (правительство Москвы) |
3,55 |
3,67 |
13 |
Матвиенко В.И. (федеральное правительство) |
3,41 |
3,49 |
14 |
Федун Л.А. ("ЛУКОЙЛ") |
3,31 |
3,28 |
15-16 |
Невзлин Л.Б. (Российский еврейский конгресс, ЮКОС) |
3,17 |
3,13 |
15-16 |
Павловский Г.О. (Фонд эффективной политики) |
3,17 |
3,23 |
17 |
Черной Л.С. (портфельный инвестор) |
3,08 |
3,06 |
18 |
Зеленин Д.В. (Ассоциация менеджеров, "Норильский никель") |
3,04 |
3,02 |
Сильная эффективность |
|||
19 |
Котенков А.А. (представитель президента РФ в Госдуме) |
2,91 |
2,83 |
20-21 |
Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) |
2,82 |
2,91 |
20-21 |
Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) |
2,82 |
2,83 |
22 |
Кулик Г.В. (депутат Госдумы) |
2,80 |
2,52 |
23 |
Юргенс И.Ю. (Всероссийский союз страховщиков) |
2,61 |
2,67 |
24 |
Егоров С.Е. (Ассоциация российских банков) |
2,55 |
2,57 |
25 |
Язев В.А. (депутат Госдумы) |
2,52 |
2,65 |
Средняя эффективность |
|||
Средний рейтинг |
3,49 |
3,50 |