-ИВАН АНДРЕЕВИЧ, несмотря на сопротивление компаний, постановление правительства о проведении аукционов по доступу к трубе уже готово. Как вы относитесь к этой идее?
- Аукционы - это достаточно прогрессивная вещь. Тем более что существующее законодательство позволяет их проводить. Аукционы - это дополнительный инструмент мониторинга нефтяного рынка, но ни в коем случае не замена существующего порядка экспорта.
- Крупные нефтяные холдинги жалуются, что министерство предоставляет экспортные льготы малым компаниям, а их "зажимает".
- Объем экспорта определяется с учетом интересов внутреннего рынка. Вертикально-интегрированные компании (ВИНК) и малые и средние производители на внутреннем рынке изначально находятся в неравных условиях. Малые компании работают на малодебитных месторождениях со сложными структурами запасов, они должны создавать собственную инфраструктуру. Что касается неравных условий, то они определяются стоимостью переработки. Например, любая ВИНК на своих НПЗ имеет гораздо более выгодные для себя условия переработки, чем приходящие со стороны компании. Крупные структуры экспортируют и нефтепродукты, а малые такой возможности не имеют. Да и в сумме у них экспорт выше, чем у малых компаний.
- Но ведь многие из них имеют прямое отношение к крупным холдингам.
- Понятие аффилированности можно применить фактически ко всем компаниям. Малые компании по используемой инфраструктуре сильно зависят от ВИНК. Вопрос, насколько малая компания разделена с крупной налогооблагаемой базой. Есть же вообще компании, которые зарегистрированы в офшорных зонах. Сейчас МАП все это внимательно изучает. Нельзя "зажимать" малые компании, это будет ошибочно, и государству от этого пользы не будет. Доказательство тому в ответе на вопрос: кто с одной тонны добытой нефти платит больше налогов в бюджет?
- Правительство рассматривает возможность отмены внутрикорпоративных цен на нефть. Вы поддерживаете эту идею?
- Это нормальное, законное мероприятие. Конечно, внутрикорпоративные цены - это не слишком хорошо, особенно для местных, региональных властей. Сегодня самая главная проблема - это определение реальной цены на нефть и нефтепродукты, чтобы ввести справедливый режим налогообложения.
- Может быть, лучше всего организовать биржи и торговать на них нефтью внутри страны? Тогда и рынок появится, конкуренция.
- Знаете, и раньше биржи были. Но только сделки осуществлялись не внутри, а на улице. Наличие биржи - это недостаточное условие для существования конкурентного рынка.
- В нефтяных компаниях говорят, что экспортировать нефтепродукты сейчас стало невыгодно. Почему?
- У нас очень большие тарифные составляющие. 90% нефтепродуктов вывозится на экспорт железнодорожным транспортом. Путем регулирования пошлин и тарифов можно создать вполне приемлемые условия для экспорта нефтепродуктов. Но снимать пошлины, предположим, с дизельного топлива и бензина сегодня было бы неправильно, так как идет сезон заготовки, уборки. Нам нужно защищать отечественного производителя.
- Почему, несмотря на инфляцию и рост экономики, цены на бензин стабильны?
- Рынок светлых нефтепродуктов сегодня насыщен как никогда. На заводах и предприятиях нефтепродуктов скопилось более 3 миллионов тонн. Исходя из этого, бензиновый кризис стране не грозит.
- Давно идут разговоры по поводу возможного присоединения России к ОПЕК. На ваш взгляд, насколько целесообразно наше вхождение в эту организацию?
- Я считаю, что мы как экспортеры нефти должны оставаться независимыми. Входить в ОПЕК нам не надо, а прежде всего им не надо. Себестоимость добычи нефти у них - доллар, а у нас - существенно выше.
Добыча стран ОПЕК прямо зависит от экспорта - 85% добываемых квот у них идет на экспорт. У нас между добычей и экспортом прямой связи нет. Поэтому даже если мы нарастим добычу, то не сможем экспортировать больше 50%. У нас очень емкий внутренний рынок.