Дни существования одного из крупнейших банков России, без каких-либо изменений сохранившегося с советских времен, - Внешэкономбанка, сочтены. Государство решило прекратить практику совмещения в одном лице организации по управлению внешним долгом и коммерческого банка, занимающегося привлечением вкладов и инвестированием различных экономических проектов.
Однако воплотить идею о реструктуризации ВЭБа в реальность быстро не удастся. Как отметил глава Внешэкономбанка Андрей Костин, сроки начала реформирования будут зависеть от того, смогут ли Минфин и Мингосимущества с одной стороны, и Центральный банк - с другой - найти общий язык по поводу путей реформирования.
Министерство финансов и МГИ выступают за принятие указа президента России и соответствующего постановления правительства. В отличие от этого варианта, ЦБ настаивает на принятии федерального закона, что отодвигает начало реструктуризации банка на конец 2002 года. Впрочем, в любом случае реформирование такого крупного банка, как Внешэкономбанк - дело довольно длительное и занять может не один месяц.
Программа реструктуризации не приведет к исчезновению Внешэкономбанка - тем более что делать это с респектабельным и авторитетным финансово-кредитным учреждением смысла нет. Согласно плану реформирования, из ВЭБа будет выделено государственное долговое агентство "Долговое агентство РФ", которое займется управлением внешними активами и внешними долгами России. Затем Внешэкономбанк оплатит эмиссию акций Росэксимбанка и в результате слияния двух этих банков возникнет новый Внешэкономбанк, основным направлением деятельности которого станет кредитование внешнеторговых операций.
Кроме того, новому банку, активы которого составят не менее 1,5 млрд. долл., будет передана функция выкупа советских долгов и еврооблигаций России и их последующий обмен на другие государственные обязательства. Впрочем, сам по себе вопрос реструктуризации ВЭБа, а также пути ее проведения - вопрос скорее технический. Интересным моментом является то, что хотя сейчас ВЭБ является государственным банком, многие аналитики не исключают возможности его приватизации после реформирования.
Но пока главной сложностью на пути этой реформы остаются межведомственные разногласия. Поскольку государству нет смысла затягивать этот процесс, то вполне возможно, что решающую роль сыграет позиция президента и решение о разделении Внешэкономбанка будет принято в обход Государственной Думы. Это позволит сэкономить время и, вполне возможно, начать гораздо раньше процедуру продажи части пакета его акций частным инвесторам.