ПОХОЖЕ, что между российскими производителями труб начинается жесткая конкуренция, спровоцированная сложившейся ситуацией на рынке труб большого диаметра (ТБД). До сих пор Россия не производила труб диаметром 1420 мм, а главный их потребитель - "Газпром", вынужден был закупать за границей - на Украине и в Германии. Однако соблазн занять пустующую на рынке нишу оказался велик, и на свет с разным, правда, промежутком родились два довольно амбициозных проекта.
Но если эпопея с созданием на базе Нижне-Тагильского металлургического комбината завода по производству труб большого диаметра тянется уже более полутора лет, то второй проект может быть реализован значительно скорее: ОАО "Северсталь" и Объединенная металлургическая компания (ОМК) заключили соглашение "Альянс-1420".
Согласно этому соглашению уже меньше чем через три года, или, как заявил председатель совета директоров ОМК Андрей Комаров, через тысячу дней и ночей, входящие в компанию Челябинский и Выксунский металлургические заводы при содействии принадлежащего "Северстали" "Стана-5000" в Колпино начнут производство ТБД. Учитывая, что стоимость программы "Альянс-1420" на порядок ниже (220-300 млн. долл.), чем проекта НТМК (0,7-1 млрд. долл.), в руках руководства ОМК и "Северстали" оказывается весьма ощутимый козырь.
Как пояснил генеральный директор ОМК Анатолий Седых, уже в 2004 году в рамках совместного проекта Объединенной металлургической компании и "Северстали" будет производиться до 2,9 млн. тонн труб диаметром от 530 до 1420 мм. При этом из общего объема около 860 тыс. тонн придется на ТБД диаметром 1420 мм. Что касается финансирования "Альянса-1420", то, по словам Анатолия Седова, оно будет осуществляться преимущественно за счет собственных средств, и если в этом будет необходимость, то будут привлекаться инвестиции со стороны некоторых российских банков - предположительно Сбербанка и Внешторгбанка, с которыми уже ведутся переговоры.
Желание руководства "Северстали" и ОМК начать производство ТБД уже в 2004 году диктуется не только соображениями "догнать и перегнать" конкурентов. По оценкам специалистов, потребность "Газпрома" в трубах большого диаметра сейчас составляет около 0,5 млн. тонн, и на их закупку за рубежом тратится ежегодно до 1 млрд. долл. Через три года аппетиты российской газодобывающей монополии возрастут до 700 тыс. тонн, и если проект "Альянс-1420" окажется удачным, то можно предполагать, что "Северсталь" и ОМК полностью удовлетворят спрос со стороны основного заказчика. Впрочем, "Газпром" не является единственным потенциальным покупателем будущей продукции.
Трубы большого диаметра может приобретать "Стройтрансгаз", чьи потребности в этом виде промышленной продукции составляют около 0,9-1,2 млн. тонн ежегодно. Кроме того, каждую четвертую трубу планируется поставлять на экспорт - в мире ежегодно строится и ремонтируется до 50 тыс. километров газопроводов, и ТБД российского производства, безусловно, имеют шанс найти выгодных покупателей на международном рынке. Уже сейчас речь может идти о поставках труб в такие страны, как Египет, Сирия, Ливия, а также в ряд других государств Африки и Ближнего Востока.
Тем не менее основатели проекта по созданию производства труб большого диаметра нисколько не сомневаются в том, что для завоевания прочных позиций на рынке им предстоит выдержать серьезную конкурентную борьбу. При этом главными соперниками в этой борьбе рассматриваются отнюдь не "Стан-5000" НТМК или Волжский металлургический завод, который также обладает технологией производства ТБД. Основной задачей "Альянса-1420" будет вытеснение иностранцев с российского рынка. Это выглядит вполне реализуемым, поскольку себестоимость отечественных ТБД в любом случае будет ниже, чем их зарубежных аналогов: российские рабочие пока не получают европейскую зарплату, а затраты на электроэнергию и перевозку значительно меньше, чем у производителей в Германии или Японии.
И хотя, как отметил Андрей Комаров, "Северсталь" и ОМК отнюдь не собираются становиться монополистами на российском рынке ТБД, сбыт их продукции гарантирован в любом случае: потребность российской экономики в этих промышленных изделиях будет только повышаться, а внутренний конкурент - проект "Стан-5000" на базе Нижне-Тагильского металлургического завода - вряд ли заработает раньше 2004 года. При этом срок его окупаемости составляет не менее 7 лет, тогда как у "Альянса-1420" - лишь 2,5 года.