-Высшие чиновники из правительства и электроэнергетики, а также все заинтересованные стороны продолжают дебаты в рамках проекта реформирования электроэнергетики страны. Линия противостояния - независимость Федеральной сетевой компании и Системного оператора. Минэкономразвития предлагает, сформировав эти компании, сделать их 100-процентными "дочками" РАО "ЕЭС России", а группа Виктора Кресса полагает, что ФСК и ФСО должны быть изначально независимыми. Каково ваше мнение по этому вопросу?
- В этом вопросе я поддерживаю точку зрения Кресса. ФСК и ФСО должны быть независимыми уже на первом этапе реформирования электроэнергетики, чтобы обеспечить недискриминационное участие на рынке всех генерирующих мощностей и потребителей. А если системный оператор - 100-процентная "дочка" РАО, то, значит, менеджмент Общества является собранием акционеров для СО и достаточно телефонного звонка, чтобы внести коррективы в пользу корпоративных интересов генерирующих мощностей РАО, в ущерб интересам конкурентов.
- Например?
- Например, Балаковская АЭС работает не на полную загрузку, потому что РАО, обладая диспетчерским контролем, отдает предпочтение своей газовой электростанции в Пермской области. Вполне очевидно желание РАО дать заработать собственным станциям, а не "Росэнергоатому". Разумеется, если денежный поток регулирует РАО, то оно отдает приоритеты своим структурам.
- Позиция РАО "ЕЭС России" сводится к тому, что если сейчас выделить в самостоятельную структуру диспетчеризацию, то случится катастрофа┘
- Мне представляется это надуманным. Понимаете, если мы делаем оператора независимым, то весь алгоритм его действий четко определяется эффективностью самой процедуры регулирования рынка. Он будет предсказуем. Станет понятно, почему потоки направлены в ту или иную сторону. Но когда и генерация электроэнергии, и ее распределение находятся под одной крышей, то получается черный ящик.
- То есть буквально необходимо просто обеспечить свободу Объединенных диспетчерских управлений и Центрального диспетчерского управления от телефонного права менеджеров РАО "ЕЭС России"?
- Важно добиться того, чтобы телефонное право одного хозяйствующего субъекта не наносило вред другому хозяйствующему субъекту. Это можно прекратить, если лишить ЦДУ и ОДУ какой-либо корпоративной заинтересованности.
- Концепции Германа Грефа и Виктора Кресса также диаметральны и по статусу ФСК. Почему?
- Греф выступает за то, чтобы ФСК была 100-процентной "дочкой" РАО "ЕЭС России", Кресс - за отделение с 52-процентным участием государства; такая же структура собственности им предлагается и для Системного оператора. Герман Оскарович призывает оставить административный ресурс РАО в Федеральной сетевой компании, а Виктор Мельхиорович говорит, что в таком случае государство теряет управление над Федеральной сетевой компанией совсем. Если ФСК имеет независимый на рынке статус с контрольным пакетом акций у государства, то и управляется государством. А если государство будет действовать через менеджеров РАО, то достать "дочку" будет значительно сложнее. Решения государства будут размываться. Получается, что государство уйдет из этого сектора и уже никогда не вернется.
- Однако в концепции, предлагаемой Минэкономразвития, говорится, что на дальнейших этапах реформирования возможно выделение системного оператора и сетевой компании...
- Потом найдется масса причин, чтобы этого не делать. Почему не выполнили до конца указы президента по реформированию электроэнергетики от 1992 и 1997 годов? Не было заинтересованности РАО в реализации этих документов. Поэтому не будет реализована и вторая часть этой программы. Сначала менеджмент возьмет в свои руки все управление финансовым потоком в ЕЭС и уже никогда его не отдаст. И государство будет вокруг этого ходить долго и нудно. Да и руки до этого потом не дойдут. Если сейчас этого не сделать, то потом, когда пройдет несколько лет, в правительстве уже будут другие люди, другие взгляды. А в РАО останутся те же.