Минувшая, столь тяжелая для регионов Дальнего Востока зима показала, насколько важна угольная составляющая отечественной энергетики. Именно недостаточные запасы этого топлива на местных электростанциях привели к проблемам с обогревом городов и поселков в самые холодные месяцы года.
Причин возникновения энергетического кризиса в Приморье много, но основная, пожалуй, заключается в недоучете особенностей региональных топливных балансов при проведении реструктуризации угольной промышленности в последние годы. Принятая концепция этих реформ предусматривала "ударными темпами" ликвидацию нерентабельных шахт и разрезов. Как говорится, ломать - не строить. На начало 1994 года в отрасли действовали 251 шахта и 80 разрезов. Через семь лет на 170 из них прекращена добыча угля, проводятся технические ликвидационные работы. На эти цели было потрачено почти 100 млрд. рублей, из которых 60 млрд. - средства федерального бюджета.
Естественно, что добыча угля в стране значительно снизилась. Всего за пять лет, с 1993 по 1998 год, она упала на четверть. Лишь в последние два года в отрасли наметилось небольшое оживление, в некоторых регионах наблюдался прирост добычи на 3%. Главным образом это произошло в Западной и Восточной Сибири. А вот на Дальнем Востоке угля в прошлом году нарубили на 3,4% меньше, в Северном экономическом районе - на 4%, а в Центральном - и вовсе на 14,7%. В результате неравномерность добычи топлива по стране стала довольно ощутимой. А это значит, что его приходится возить из мест с избытком ресурсов в регионы, испытывающие дефицит. А поскольку угля не хватает в отдаленных районах, то его доставка потребителям отнимает все больше времени и средств.
В топливном балансе электростанций РАО "ЕЭС России" доля угля составляет чуть больше трети (78 млн. тонн условного топлива из 228 млн.), 12 млн. тонн - доля мазута, а остальная большая часть - газ. Отсюда понятно, что хуже всего приходится именно негазифицированным регионам, в том числе как раз Дальнему Востоку. И если до реформирования угледобывающей отрасли какую-то часть потребности обеспечивали местные шахты, то теперь вся надежда на привозной уголь.
Основная нагрузка при этом падает на железнодорожный транспорт, в общем объеме перевозок которого пятая часть приходится как раз на уголь. Но возят его издалека. Средняя дальность перевозки одной тонны этого вида топлива достигает почти 1800 километров, а в экстренных случаях его приходится транспортировать и за 4-5 тысяч километров. Тут уж как ни снижай тарифы, все равно уголек становится золотым. К тому же энергетики часто задерживают платежи за уже выполненные перевозки. Например, в июле они все еще оставались должны железнодорожникам 100 млн. рублей за поставку топлива на электростанции в январе-феврале. Это при том, что транспортники снизили уровень своих тарифов на перевозку угля на Дальний Восток на 13% по сравнению со среднесетевыми ставками. Подобные скидки действуют также для нефтяных и продовольственных грузов, отправляемых в этот регион по железной дороге.
Специалисты подсчитали, что в 2000 году общая дотация железнодорожного транспорта Дальневосточному региону таким образом составила 1,7 млрд. рублей. Вместо благодарности местные энергетики повысили тарифы на электричество. С июня 2001 года за один киловатт-час с железнодорожников берут 70 копеек (на 1,6% больше, чем в январе), в то время как средний отпускной тариф на электроэнергию в регионе - 62 копейки за киловатт-час. В итоге расходы железнодорожников на электротягу возросли за полгода на 7 млн. рублей.
Всего по железной дороге на Дальний Восток ежегодно доставляется около 10 млн. тонн угля. Если их доставлять по графику, планомерно распределив перевозки в течение всего года, то работать транспортникам будет гораздо легче. Но энергетики предпочитают "не замораживать средства в виде угля, лежащего на складах", а замораживать уголь в прямом смысле этого слова в вагонах зимой, когда его приходится вторично добывать отбойным молотком, чтобы разгрузить составы. В июле 2001 года отставание по поставкам топлива на Дальний Восток по вине энергетиков, не закупивших его у шахтеров, уже составляет месячную норму потребления в 1,4 млн. тонн. Опять надо ждать, пока гром грянет?
Лишь развивая собственную сырьевую базу, можно кардинально решить проблему энергообеспечения региона. При этом основной упор делается на освоение Эльгинского угольного месторождения, находящегося в районе Байкало-Амурской магистрали. Здесь находятся огромные запасы высококалорийного каменного угля, оцениваемые в 2,1 млрд. тонн. Но взять их можно, лишь построив линию протяженностью 320 километров до станции Вехнезейск.
В этом строительстве участвует целый ряд инвесторов, в том числе и сами железнодорожники. Общая стоимость проекта оценивается в 12 млрд. рублей, а завершить его предполагается через три года. После чего станет возможным добывать здесь до 20 млн. тонн угля в год, что достаточно не только для обеспечения всего региона качественным топливом, но и для поставки его на экспорт.