ПОХОЖЕ, что идея министра путей сообщения Николая Аксененко о выходе на европейский рынок вскоре будет реализована. Во всяком случае, первые шаги были сделаны уже на днях. В чешском городе Острава глава российского железнодорожного ведомства и министр транспорта Чехии Яромир Шлинг подписали меморандум "О строительстве железнодорожного терминала в Богумине". Предполагается, что терминал станет конечным пунктом Транссибирской магистрали на Западе.
Эта идея возникла около двух лет назад. Правда, тогда мало кто верил в ее реализацию, хотя потребность в подобной стройке была очевидной: Транссибирская магистраль сегодня загружена не полностью. В первую очередь это объясняется тем, что многие перевозчики предпочитают направлять свои грузы из Западной Европы в Юго-Восточную Азию и обратно морским путем. Происходит это несмотря на более высокие по сравнению с железнодорожными тарифы и увеличенные сроки доставки. Есть и еще одна причина, по которой перевозчики просто не могут отправлять свои грузы по указанному маршруту по суше, - это разница в ширине железнодорожной колеи. Как известно, ширина российской колеи составляет 1520 мм, в то время как европейский стандарт равен 1435 мм. Поэтому перевозчикам приходится перегружать контейнеры из вагона в вагон на пограничных станциях. Пытаясь как-то сократить сроки доставки и минимизировать трудозатраты в российском железнодорожном ведомстве, решили создать главный узел европейской части трансконтинентальной магистрали. Выбор пал на Чехию во многом потому, что эта страна расположена в самом центре Европы и уже много лет сотрудничает с Россией в эксплуатации железнодорожного транспорта.
Новый проект предусматривает не только строительство терминала, но и прокладку в Центральную Чехию железнодорожной колеи российского образца (1520 мм). Вести ее планируется через Словакию или Польшу - в зависимости от экономической целесообразности. Правда, на подписании меморандума вопреки ожиданиям не присутствовал министр транспорта Польши. Хотя представитель польской делегации заявил участникам совещания, что уже в ближайшее время будут готовы предложения польской стороны, которая в общем считает проект довольно интересным. Как стало известно, польская сторона намерена предложить для рассмотрения два варианта предложений по реализации проекта. В российской делегации уверены, что вопрос практически улажен и поводов для беспокойства нет, поскольку даже в случае отказа Польши от предоставления права проезда по собственной территории всегда можно договориться с ближайшей Словакией.
Не понадобилось российским железнодорожникам убеждать всех в том, что с открытием нового грузового терминала Транссиб станет на 15-20% дешевле по сравнению с существующими маршрутами. Стоимость доставки одного контейнера снизится на 500-600 долл. Сократится и время перевозки грузов из Японии и Кореи до Центральной Европы. Оно составит 12,5 суток.
Что касается стоимости самого международного терминала, то его строительство обойдется в 300 млн. долл. Причем 70% этой суммы стороны предполагают получить в виде кредитов у коммерческих банков, остальные же 30% будут распределены между участниками строительства. Найден уже и инвестор проекта - компания "Ширан", которая, по словам ее руководителя, вложит основную долю - 51% - в создаваемую операторскую компанию. Именно эта компания и будет перевозить контейнеры от границы России до Богумина. У Министерства путей сообщения России будет в этой компании блокирующий пакет 25% плюс 1 акция. "У каждого будет долевое участие в этом бизнесе", - отметил Николай Аксененко. На вопрос о том, за счет каких источников будет финансироваться российская доля, первый заместитель министра путей сообщения Александр Мишарин ответил, что средства будут изысканы за счет амортизационных отчислений. Но главное, на чем Россия намерена зарабатывать, - это значительно увеличившиеся объемы грузов, которые пройдут по Транссибу. Как считают железнодорожники, это вполне реальный и высокоокупаемый проект.
Судя по оценкам экспертов, вложенные средства окупятся через 7-9 лет. Как предполагается, транспортный узел в Богумине уже к концу этого года примет первые контейнеры.
Острава-Москва