ГОСДУМА приняла в первом чтении проект федерального закона по изменениям и дополнениям в главу 27 "Налог на добычу полезных ископаемых" второй части Налогового кодекса РФ. Он вызвал неоднозначную реакцию нефтяной отрасли. Чтобы упростить собираемость, вместо трех прежних налогов Белый дом предлагает единую ставку с коэффициентом, отражающим мировую цену на нефть. Думу ожидает серьезная работа над поправками, часть которых инициирована и компанией "Татнефть".
"Татнефть" считает необходимым применение нескольких поправочных коэффициентов при расчете ставки налога на добычу полезных ископаемых. Для установления справедливой ставки налога предлагается к предусмотренному в правительственном варианте коэффициенту, учитывающему состояние мировых цен на нефть, добавить еще три, учитывающих горно-геологические условия. Они отражают структуру и выработанность запасов, качество нефти, а также среднюю дебитность фонда скважин. "Мы за более широкую дифференциацию подхода к налогообложению", - говорит заместитель генерального директора по экономике "Татнефти" Владимир Лавущенко. Это мнение компания основывает на республиканском опыте применения дифференцированной шкалы налогообложения низкорентабельных и малодебитных месторождений. Такой подход позволил за последние 6 лет добыть в Татарстане дополнительно около 30 млн. тонн нефти. Применение коэффициентов снизит налоговую нагрузку на "старые" месторождения, сохранит в производственном процессе малопродуктивный фонд скважин. Иначе - падение добычи, сокращение рабочих мест и поступлений в бюджеты и т.д.
Кроме того, в "Татнефти" считают предложенную правительством ставку налога на добычу нефти в 425 руб. за тонну явно завышенной и настаивают на том, что разумной была бы ставка в 350 руб.
С данной цифрой согласно большинство компаний, она неоднократно звучала на заседаниях депутатской группы "Энергия России", в которой объединены думцы от "нефтяных" регионов. Легко просчитать, что федеральный бюджет на будущий год при заложенной в нем мировой цене на нефть в 17,5 долл. за баррель соберет более 134 млрд. руб., из которых исходило правительство в своих расчетах. Ведь цена будет явно выше, и заработает ценовой коэффициент.
По словам представителя "Татнефти", мнение правительства о том, что для исключения лоббистской деятельности компаний при определении отдельных коэффициентов требуется введение единой ставки налога, несостоятельно. В качестве подтверждения своей правоты "Татнефть" готова представить методику расчета коэффициентов, не оставляющую шансов для коррупционеров.
"Нельзя обкладывать одним и тем же налогом ресурсы выработанных и "молодых" месторождений, поскольку себестоимость добываемого сырья просто несопоставима", - считает Владимир Лавущенко. В качестве примера он привел ситуацию на крупнейшем Ромашкинском месторождении, дающем две трети нефти компании. Так, его выработанность от начальных извлекаемых запасов составляет 85%, среднесуточный дебит минимум вдвое ниже, чем у "молодых" месторождений Западной Сибири, а качество нефти снижается - растет содержание серы и металлов. Такая ситуация характерна для большинства компаний Урало-Поволжья. "Неизбежные финансовые потери, вероятно, придется сокращать за счет инвестиционной составляющей. Кому это может быть выгодно - непонятно", - отметил Лавущенко.
"Татнефть" считает несправедливым и предлагаемое правительством деление поступлений от единого налога на добычу полезных ископаемых между Центром и регионами из расчета соответственно 80% на 20% и предлагает вариант 60% на 40%. Он согласован с правительством Татарстана и, вероятно, найдет понимание у губернаторов нефтедобывающих регионов.