0
1351
Газета Экономика Интернет-версия

29.06.2001 00:00:00

Налоговые ставки усреднять нельзя

Александр Матвеев

Об авторе: Александр Софронович Матвеев - вице-президент АК "АЛРОСА", доктор экономических наук.

Тэги: налог, ресурсы, сырье


НИКТО не оспаривает утверждения, что экономика России является на сегодняшний день рентной экономикой, где основные деньги делаются на нефти, газе, металле, другом сырье. Об этом говорится в Послании президента России Федеральному собранию. Есть группа авторитетных ученых, которые настаивают на том, что основную часть бюджетных доходов страна должна получать за счет налогообложения недропользователя, а перерабатывающие, машиностроительные производства должны нести минимальную налоговую нагрузку, чтобы иметь возможность развиваться.

Конечно, облегчение фискального бремени - существенная поддержка любому предприятию. Но можно ли это делать за счет дальнейшего угнетения сырьевика, благодаря которому, собственно, и существуют переработчики? Помимо общих для всех товаропроизводителей налогов они облагаются дополнительными налогами за право на добычу полезных ископаемых. Суммарный размер последних порой превышает общую сумму налогов на производственно-хозяйственную деятельность.

Действующее налоговое законодательство и установленные им непомерные нагрузки на недропользователя уже привели к сокращению минерально-сырьевой базы, снижению конкурентоспособности российского сырья на мировых рынках. Многие горно-добывающие предприятия стали убыточными и близки к закрытию. В настоящее время могут вовлекаться в эксплуатацию лишь богатые, высокорентабельные месторождения, количество которых ограниченно и со временем постепенно сокращается. В этой ситуации нужно думать не о дополнительной нагрузке на них, а о спасении горно-добывающей промышленности.

Акционерная компания "АЛРОСА" все годы своего существования - с 1993 года - живет в таком налоговом режиме, который, видимо, считают справедливым те, кто ратует за максимальную нагрузку на горно-добывающие производства. Потому что помимо налогов на доход и на имущество, помимо платежей за пользование недрами и природными ресурсами, помимо отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы она платит Якутии еще и арендную плату за пользование недрами и основными фондами. Это называется неналоговыми платежами. Они составляют 20% суммы реализации произведенной продукции, а раньше достигали 30%.

Для компании "АЛРОСА" данная система оборачивалась тем, что в отдельные годы уровень налогов и обязательных платежей достигал 70% суммы реализации. Для сравнения напомню, что у крупнейших горно-добывающих компаний мира этот показатель составляет примерно 15%. Были годы, когда не только приходилось отдавать в налоги все заработанное, но еще и брать в долг, чтобы расплатиться с бюджетами всех уровней. В 1999 году АК "АЛРОСА" отдала в виде обязательных платежей 45% своей выручки, а в 2000 году - 52%.

В настоящее время установленная Республикой Саха (Якутия) действующая налоговая ставка при добыче алмазов составляет 7%. Рекомендуемое Налоговым кодексом увеличение и применение единой ставки в 8% при ожидаемом резком ухудшении минерально-сырьевой базы алмазодобывающей промышленности не обеспечит прироста запасов и увеличения добычи алмазов, что предусматривается утвержденной концепцией ускоренного развития АБК России. В этих условиях установление дифференцированных (по месторождениям) ставок на добычу алмазов - ключ к решению возникающих проблем.

Из практики горно-добывающей промышленности известно, что по мере отработки старых горно-рудных районов добыча полезных ископаемых постепенно переходит на глубокие горизонты месторождений, их фланги, мелкие месторождения, рудные тела с более низким содержанием полезных компонентов, худшими горно-техническими условиями эксплуатации, сложными для обогащения сортами руд и т.д. Особенно это характерно для резервной минерально-сырьевой базы алмазодобывающей промышленности, являющейся основой АБК России. Резкая (отличающаяся в несколько раз) дифференциация средних по содержанию и стоимостной оценке алмазов в запасах вновь вовлекаемых в эксплуатацию месторождений Западной Якутии требует установления не единой налоговой ставки на общую добычу алмазов по всем месторождениям, а дифференцированных ставок, уровни которых напрямую зависят от показателей эффективности отработки каждого месторождения. При этом предельные уровни платежей на добычу алмазов по месторождениям рекомендуется сохранить в размере 4-8%.

Представляется оправданным применение дифференцированных ставок (4-8 %) налога и при переходе на отработку эксплуатируемых сегодня базовых для АК "АЛРОСА" коренных месторождений алмазов с открытого на подземный способ.

В предлагаемом кодексом применительно к алмазам и к другим драгоценным камням первичная оценка товарного продукта приравнена к определению стоимости первого товарного продукта, то есть признана налоговой базой, и дата оценки считается датой получения первого товарного продукта, с которой начинается уплата налогов. Это означает, что добывающее предприятие опять будет вынуждено платить налоги с добытой, но не проданной продукции. А первичная оценка и реальная стоимость продаж могут иметь существенные расхождения. Более того, в предыдущие годы многомесячные задержки реализации алмазов из-за несвоевременной выдачи квот и лицензий на экспорт при сохранении обязательств по постоянной уплате налогов неоднократно ставили алмазодобывающие предприятия на грань финансового краха.

По сложившейся практике, существующей в странах с рыночной экономикой, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых осуществляются коммерческими структурами с их последующей отработкой или продажей на свободном рынке. При этом рыночные цены на месторождения при их продаже превышают суммарные выплаты по ставкам возмещения затрат за весь период эксплуатации в 8-10 раз. С учетом вышеизложенного предлагается сохранить в полном объеме налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и законодательно обеспечить стопроцентное целенаправленное использование налоговых отчислений на финансирование геолого-разведочных работ на алмазы.

В проекте главы 26 части второй Налогового кодекса "Таможенная пошлина и таможенные сборы" статьей 334 предлагается установить ставки вывозных таможенных пошлин. В прилагаемом перечне указано, что ставка в 6,5% распространяется, в частности, на "Алмазы обработанные и необработанные, но неоправленные или незакрепленные".

Вывозная таможенная пошлина на алмазы в размере 5% была впервые введена в апреле 1999 года постановлением правительства РФ # 442 сроком на 6 месяцев. Однако в декабре того же года она не только не была отменена, но постановлением правительства # 1364 увеличена до 6,5% "в целях повышения доходов федерального бюджета". Дополнительная ценовая надбавка снижает конкурентоспособность российского сырья.

Обработанные алмазы (непромышленные), иначе называемые бриллиантами, до сих пор вывозились беспошлинно, поскольку являются готовым изделием, продуктом переработки сырья. Россия экспортирует 95-98% произведенных в стране бриллиантов. Введение на них вывозной пошлины, то есть удорожание их на 6,5%, нанесло бы огромный урон российской гранильной промышленности, поскольку резко понизило бы конкурентоспособность российских бриллиантов. Тем более что после подъема 1999-2000 годов, вызванного наступлением нового тысячелетия и благоприятной экономической конъюнктурой в ведущих западных странах, сегодня мировой рынок бриллиантов переживает очевидный спад.

Вывозная пошлина ложится тяжелым бременем и на сбыт промышленных алмазов, а также алмазной крошки и порошка, применяемых в промышленных целях, поскольку на этом рынке предложение значительно превосходит спрос.

Таким образом, АК "АЛРОСА" считает необходимым отменить вывозную пошлину на бриллианты, на необработанные алмазы, экспортируемые производителем, на промышленные алмазы, а также крошку и порошок.

В том случае, если гранильным предприятиям (подавляющее большинство их составляют СП с израильским и бельгийским капиталом) будет разрешено вывозить необработанные либо подвергнутые черновой обработке алмазы, то для них вывозную таможенную пошлину следует сохранить. Дело в том, что гранильные предприятия всех форм собственности освобождены от НДС при закупках алмазного сырья, а добывающему предприятию возмещение входящего НДС за приобретенные материально-технические ресурсы предусмотрено только для той части алмазов, которые реализуются на экспорт. По той части алмазов, которая продается на внутреннем рынке гранильным предприятиям, - а сегодня это две трети реализуемого сырья - НДС не возмещается, а закладывается в себестоимость. Из-за этого АК "АЛРОСА" несет убытки в размере примерно 17 млн. долл. в год. Сохранение вывозной таможенной пошлины на необработанные или подвергнутые черновой обработке алмазы, экспортируемые гранильными предприятиями, лишит их стимула заниматься вывозом сырья. В этих условиях они будут вынуждены гранить всю гамму закупаемых алмазов или отказаться от приобретения сырья, неэффективного для огранки в России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
400
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
678
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
582
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
524

Другие новости