0
7939
Газета Экономика Интернет-версия

23.06.2001 00:00:00

Революция в недропользовании

Семен Кимельман

Об авторе: Семен Аронович Кимельман - член Межведомственной рабочей группы правительства РФ по отработке механизма перевода на рентные платежи организаций и предприятий ресурсодобывающих отраслей, заведующий отделом инвестиционно-финансовых механизмов, лицензирования и раздела продукции ВИЭМСа.

Тэги: закон, экономика, ресурсы, недра


Основу экономики России составляет и, вероятно, еще долго будет составлять освоение и разработка минерально-сырьевой базы (МСБ) - поэтому законодательство о недрах и его развитие в существенной мере формируют экономическую политику и направления ее реформирования. Сегодня наблюдается раздвоенность в реформировании недропользования. В бюджетном послании на 2002 год и в послании Федеральному собранию РФ "Не будет ни революции, ни контрреволюции" президент нацеливает на "постепенное расширение применения рентных принципов в отношении налоговых платежей за пользование недрами". Тем не менее правительство РФ начало осуществлять серьезные преобразования в недропользовании, которые можно с уверенностью назвать ползучей революцией. Прежде всего правительство в лице его экономического блока решило полностью отказаться от тех зачатков рентного налогообложения недропользователей, которые имеются в законодательстве о недрах, таможенном законодательстве, и были отражены в части первой Налогового кодекса (НК).

Вместо действующих налогов на недропользование, улавливающих хотя бы какую-то, пусть пока небольшую часть (до 20%) горно-геологической ренты, правительство предложило принять единый налог на добычу полезных ископаемых в виде процентной ставки к стоимости товарной продукции. Ввиду особой любви и привязанности правительства к нефтяным олигархам для них сделано исключение - установлена единая твердая ставка, а именно 425 руб. с каждой тонны нефти (чуть меньше 15 долл.), а по существующей системе за пользование недрами нефтяники должны были платить не менее 40 долл. Такой щедрый подарок сделан офшорноупакованным нефтяникам.

Но собственно революцией является не введение налога на добычу, а те последствия, которые вытекают из этого нововведения. Вместо изъятия горной ренты в пользу государства как собственника недр, то есть в пользу каждого российского гражданина, новый налог на добычу сродни акцизам, которые, как известно, оплачивают покупатели, то есть мы с вами, главным образом на товары повышенного спроса не первой необходимости, такие как водка, меха, ювелирные изделия и т.п. Теперь из нашего кармана правительство намерено оплачивать "акциз" на минеральное сырье, как будто у нас с вами повышенным спросом пользуется добываемая, к примеру, железная руда. И зачем она нам нужна?

Поскольку из налоговой системы исключаются платежи за пользование недрами, то пользование месторождениями становится бесплатным. Мало того, что одновременно с приватизацией добывающим предприятиям государство бесплатно передало горное имущество (скважины, карьеры и т.п.) и производственно-социальную инфраструктуру (трубопроводы, дороги, целые построенные города и т.п.), государство теперь еще хочет передать в бесплатное пользование и участки недр со всеми содержащимися в них минерально-сырьевыми ресурсами. Еще один щедрый подарок! Не правда ли?

Но если исключается система платного недропользования, то становится не нужной и система лицензирования участков недр, основу которой составлял лицензионный договор, устанавливающий ставки налогов за пользование недрами. Другими словами, лицензия на пользование недрами становится в один ряд с лицензией на торговую, юридическую и прочую любую деятельность, то есть лицензия на право добычи полезных ископаемых превращается в лицензию на добычу и, что самое главное, допускает беспрепятственную торговлю полезными ископаемыми и продуктами их товарного передела.

Правительство предлагает платное недропользование сохранить только при проведении геологоразведочных работ, которые, как известно, до сих пор финансировались за счет специальных отчислений на воспроизводство МСБ, вносимых в бюджет добывающими предприятиями за каждую тонну поднятого на-гора сырья. Теперь из нашего с вами государственного бюджета будут финансироваться не только стоимость собственно геологоразведочных работ, но и налог за право их проведения. Правительство, конечно же, рассуждает "правильно". Кто-то же должен готовить новые участки недр. Но если недра являются народным достоянием, то народ сам из народного бюджета должен разведывать новые месторождения, чтобы бесплатно передать их олигархам, взращенным тем же самым народом.

Если представить себе, что из Закона "О недрах" исключается более половины статей, связанных с лицензированием и платностью недропользования, то собственно Закон "О недрах" становится ненужным. И впрямь, зачем он нужен в урезанном виде, зачем оставлять статьи, закрепляющие положения Конституции Российской Федерации о разграничении компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в сфере регулирования отношений недропользования? Тем более что одновременно с введением налога на добычу предлагается исключить из Закона "О недрах" разделение платежей при пользовании недрами между федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Федерации и местным бюджетом.

В Конституции РФ по опыту зарубежных стран с федеративным устройством записано, что "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории". Именно поэтому в государствах с федеративным устройством (США, Канада, Германия и др.) платное недропользование регулируется специальным законодательством о недрах, а чаще всего горным кодексом, но не налоговым законодательством. Более того, согласно этим горным кодексам основная часть платежей за пользование недрами формирует бюджеты субъектов Федерации, является их исключительной компетенцией - вплоть до установления ставок платежей. Наше правительство вопреки международной практике почему-то хочет отстранить органы власти субъектов Российской Федерации от установления ставок платежей за пользование недрами и лишить народы, проживающие на территории этих субъектов, конституционного права на значительную часть горной ренты, принадлежащей им.

Каждое месторождение полезных ископаемых является уникальным, неповторимым и невоспроизводимым природным объектом, который имеет присущую только ему стоимостную оценку, как часть национального богатства. И ценность природного объекта, представляющая национальное достояние, определяется рыночной стоимостью извлекаемого сырья или первых продуктов его товарного передела за вычетом нормативных затрат. Если ценность является положительной величиной, то есть если месторождение является рентабельным в действующей системе рыночных отношений, то недропользователь должен получить только приемлемую предпринимательскую прибыль. Величина, представляющая разность ценности и приемлемой прибыли, собственно, и является суммой горной ренты, которая по праву государственной собственности на участки недр принадлежит исключительно государству, а в его лице Федерации и субъекту Федерации.

Взять горную ренту у природы - задача правительства и одновременно ответственность правительства перед народом. В этой связи совершенно непонятно, почему правительство вместо индивидуального расчета горной ренты и установления в лицензионном договоре с недропользователем порядка внесения ее в бюджеты разного уровня хочет ввести уравниловку для всех природных объектов в виде твердых ставок налога (читай - акциза) на добычу полезных ископаемых, не считаясь с величиной национального богатства, которая строго индивидуальна и присуща только конкретному месторождению.

И последнее. Рента, представляющая собой платеж суммы сверхнормативной прибыли, не может взиматься ни в виде налога, включаемого в себестоимость товарной продукции минерального сырья, ни в виде акциза, что предлагает нам правительство, представив в Госдуму законопроект налога на добычу. Другими словами, правительство решило пойти революционным путем, а именно не только не изымать ренту у пользователя недр, но при этом еще обложить акцизом народ, которому по праву принадлежит рента. Спрашивается, зачем нам нужна такая революция?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2905
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3383
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2481
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4393

Другие новости