Сергей Шаталов.
НЕСМОТРЯ на обещание президента Владимира Путина обойтись без революций, правительство все-таки преподнесло сюрприз, который по праву можно отнести к событию такого уровня. Оно внесло предложение установить ставку налога на прибыль в размере 25%, то есть снизить ее на 10%. В Германии в прошлом году вдвое меньшее процентное снижение со значительно большей величины расценили как событие века.
Обращает на себя внимание тот факт, что совсем недавно Государственная Дума приняла в первом чтений правительственный вариант главы Налогового кодекса при ставке налога на прибыль в 35%. Несомненно, что и проект бюджета-2002 рассчитывался исходя из ставки в 35%. Уже после утверждения его макроэкономических параметров первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов убеждал членов бюджетного комитета Думы, что их предложение приемлемо только при условии отмены всех льгот по налогу, и депутаты в принципе соглашались. Но уже в прошлую пятницу думцы, завороженные обещаниями руководства страны сделать отечественную налоговую систему самой либеральной в мире, начали торг с главным налоговым реформатором на новом уровне: правительственное предложение - ставка налога на прибыль 25% при отмене всех льгот, большинство же бюджетного комитета согласилось лишь на 23%. По мнению заместителя председателя комитета Геннадия Кулика, это предложение и будет принято на пленарном заседании Госдумы в пятницу, 22 июня, на вторых слушаниях законопроекта.
Во всей этой истории поражает легкость, с которой правительство принимает столь ответственные решения - из доходной части бюджета, а основные параметры его уже предъявлены контролерам из МВФ, запросто вычеркиваются 230 млрд. рублей. На этом фоне настойчивое желание депутатов снизить ставку до 23% не кажется столь безрассудным. Довод Сергея Шаталова, что бюджет теряет еще 50 млрд. рублей, выглядит неубедительно.
Трудно поверить, что у правительства имеются какие-либо крупные источники доходов, которые неведомы обществу. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура уже учтена в проекте бюджета. Ожидаемые дополнительные доходы бюджета-2002 почти вдвое меньше выпадающих с введением 25-процентной ставки налога на прибыль доходов. Следовательно, о сколько-нибудь значительных финансовых ресурсах для стабилизационного фонда можно забыть. Больше того, правительство должно пойти на сокращение государственных расходов, а это значит, что широковещательная программа повышения жизненного уровня работников бюджетной сферы в ближайшие годы оказывается под угрозой.
Обсуждение в Государственной Думе части второй Налогового кодекса заставляет сомневаться в наличии у правительства и законодателей продуманной концепции, а главное - понимания важности этого экономического закона.
Принятые решения - результат глубокой приверженности членов кабинета и законодателей идеям либерализма. В то же время они свидетельствуют о том, что правительство с макроэкономических небес не спускается. Во всех странах система налоговых льгот, в том числе и по налогу на прибыль, является важнейшим инструментом экономической политики. Декларативная отмена всех льгот для восполнения выпадающих доходов сегодня заставит правительство и депутатов завтра вновь их восстанавливать отдельным предприятиям, отраслям и территориям. Даже вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин оставляет регионам небольшую возможность частичного освобождения от налогов. Очевидное неравенство различных отраслей вынуждает вице-премьера искать обходные пути для изъятия части прибыли в такой высокодоходной отрасли, как нефтяная. По его мнению, единая ставка на добычу нефти в 425 рублей за тонну при снижении налога на прибыль должна быть повышена. Но для этого нужны поправки в уже принятую часть Налогового кодекса.
Все правительственные нововведения проводятся в надежде, как говорит Алексей Кудрин, "на расширение налоговой базы и увеличение собираемости налогов".
Насколько правительство честно и объективно оценивает результаты своих действий, очень хорошо видно на примере подоходного налога. Рост поступлений по этому виду налога в первом квартале относительно аналогичного периода прошлого года, по уверениям правительственных экономистов, превысил 70%, в чем они убедили даже президента. Данные по первым пяти месяцам уже скромнее - всего 50%. Успехи МНС приписываются сверхлиберальной (в три раза ниже, чем в развитых странах) ставке подоходного налога в 13%, а на приросте поступлений якобы отразилось повышение сознательности налогоплательщиков. На самом деле его источники иные: первую половину прироста обеспечили инфляция и повышение зарплаты, а вторую - частичное перекрытие канала теневых выплат через страхование и депозиты. Если учесть, что эти схемы использовались для высокооплачиваемых категорий граждан, то очевидно: при старой прогрессивной шкале поступления могли быть на 30-35% больше.