ХОТЯ эффект от девальвации рубля, по мнению многих экспертов, уже перестал действовать, российская промышленность продолжает сохранять достаточно высокие (5,9% в среднем) темпы роста производства. Но в отличие от прошлого года, когда рост (10,4% в среднем) был зафиксирован практически во всех отраслях, в этом году ситуация более сложная - одни отрасли демонстрируют завидные темпы роста, другие же, напротив - стагнируют или даже сокращают выпуск продукции.
За первые пять месяцев 2001 года, по данным Госкомстата, в России существенно сократилось производство тракторов, железной руды и добыча природного газа. Снижение также произошло и в пищевой отрасли: хлеба и хлебобулочных изделий и сахарного песка отечественные предприятия произвели на 4,4% и 11,5% соответственно меньше, чем за январь-май прошлого года. Впрочем, это зачастую объясняется сезонными условиями - Россия сейчас живет на остатках прошлогоднего урожая. С другой стороны, увеличилось производство мясных и мясомолочных продуктов, а макарон российская промышленность выпустила на 8,4% больше, чем за первые пять месяцев прошлого года.
Но абсолютными лидерами промышленного роста стали топливно-энергетический комплекс, лесобумажная, автомобильная, электроэнергетическая отрасли, а также производство холодильников - выпуск этих бытовых аппаратов в России вырос почти на 33%. И хотя ТЭК похвастаться такими результатами не может, его предприятия в январе-мае существенно нарастили объем добычи нефти и газового конденсата (на 6,5%), первичной обработки нефти (рост 3,3%) и производства топлива: автомобильного бензина на 6,6%, дизельного топлива на 4%. Вместе с этим в России падает добыча природного газа (на1%) и железной руды - на 4,5%.
Однако в других экспорториентированных сырьевых отраслях дело обстоит несколько лучше - угля произведено на 2,2%, а минеральных удобрений - на 5,1% больше. Продолжается также рост производства в лесопромышленном комплекске - производство товарной целлюлозы выросло на 5,6%, а бумаги российские ЦБК произвели на 3,3% больше, чем в январе-мае 2000 года. Таким образом, картина в тех отраслях, которые обеспечивают России основную долю валютных поступлений, за исключением газовой, выглядит весьма благополучной. Более противоречива информация о положении автомобильной индустрии и сельскохозяйственного машиностроения.
На фоне того, что выпуск легковых автомобилей в России увеличился на 4,6%, а автобусов - почти на 10%, в отрасли за пять месяцев произошло обвальное сокращение производства грузовых автомашин и тракторов (почти на18%). Отчасти это объясняется тяжелой финансовой ситуацией у основных потребителей этой продукции - сельскохозяйственных предприятий и военного ведомства.
Если в советские времена за точку статистического отсчета попеременно брались 1917, 1936 и 1961 годы, то сейчас Госкомстат принял решение за базисный год взять 1999-й - до этого таковым был 1995 год. Это объясняется тем, что в ходе консультаций с представителями Минэкономразвития и Минпромом было решено, что в российской экономике после августовского кризиса в 1998 году произошли значительные системные и структурные изменения, для чего и потребовалась "новая точка отсчета". Правда, как это согласуется с тем, что Россия, как и до 1998 года, так и после живет в основном за счет экспорта энергоресурсов и цветных металлов, а намерение президента России ослабить степень зависимости российской экономики от мирового рынка нефти остается только пожеланием, остается непонятным.