ПРОБЛЕМА острой нехватки денежных средств, столь характерная для многих отраслей отечественной экономики, в последние годы затронула и железнодорожный транспорт. Об инвестициях в железнодорожную отрасль говорят уже давно и практически на всех уровнях. Задуманная и одобренная правительством реформа одной из естественных монополий - железнодорожной отрасли - необходима в первую очередь и для решения этой проблемы. А уже привлеченные инвестиции, по замыслу МПС, будут направляться, в частности, на обновление подвижного состава. И хотя до окончания реструктуризации еще далеко, поскольку ни одна реформа не дает результатов сразу, некоторые существенные изменения уже происходят.
На прошлой неделе был подписан учредительный договор Ассоциации компаний-операторов, специализирующихся на перевозке грузов. Надо отметить, что создание таких компаний - существенный шаг на пути реформирования структуры федерального железнодорожного транспорта. Прежде всего потому, что для создания благоприятного инвестиционного климата необходимо в первую очередь наличие на рынке свободной конкуренции. С появлением компаний-операторов, многие из которых были зарегистрированы лишь в прошлом году, а некоторые проходят эту процедуру только сейчас, уже можно говорить о первых реальных шагах к созданию именно такого рынка. Как считает руководство МПС, Ассоциация позволит существенно улучшить рыночную конъюнктуру.
Сегодня в качестве перевозчиков с частным капиталом на железных дорогах работают 23 организации, однако в Ассоциацию вошли только 14 из них. Так случилось вовсе не потому, что остальные компании, работающие на рынке, посчитали нецелесообразным вступление в организацию. Просто, как утверждают в МПС, некоторые из них еще не завершили оформление необходимых документов. Между тем стоит отметить, что МПС в некоторой степени будет гарантировать равноправие вновь созданных операторов и уже существующих федеральных структур. Предполагается, что в дальнейшем в новую организацию войдут все компании-операторы, работающие в отрасли. Как считают реформаторы, именно создание конкурентной среды позволит решить многие задачи, стоящие перед железнодорожниками при выполнении программы реструктуризации отрасли.
Но сегодня операторов явно недостаточно, поскольку на их долю приходится всего 7% перевозок, поэтому возможности и перспективы у потенциальных участников рынка значительные. Первый заместитель министра путей сообщения Александр Целько уверен, что число компаний-операторов в дальнейшем будет возрастать. В то же время очевидно, что необходимо "остановиться" на оптимальном количестве, чтобы избежать появления излишних посредников и снизить транспортную составляющую в конечной стоимости продукции. Именно к этому в итоге и стремится МПС.
С каждой частной компанией, занимающейся перевозками, согласован бизнес-план, исходя их которого коммерческие структуры и будут инвестировать средства в отрасль, в частности закупать новые транспортные средства. Но МПС не намерено перекладывать всю заботу об обеспечении отрасли новыми транспортными средствами на перевозчиков. Планируется создание на базе ремонтных заводов альтернативы машиностроительным предприятиям России, продукция многих из которых уже не отвечает современным требованиям и мировым стандартам. В частности, производимые некоторыми отечественными предприятиями вагоны собственной массой 22 тонны способны перевезти 65 тонн груза, в то время как соотношение зарубежных аналогов - 18 и 100 тонн соответственно. При этом российские вагоны рассчитаны на пробег 100 тыс. км, в то время как по мировым стандартам гарантийное расстояние достигает 1 млн. км. Такая существенная разница в уровне качества не устраивает российских железнодорожников. Но руководство вагоностроительных заводов не проявляет интереса к изменению этой ситуации.
Напомним, что для обновления подвижного состава железнодорожной отрасли сегодня необходимо 760 миллиардов рублей. Кстати, эта сумма инвестиций, рассчитанная специалистами МПС, была подтверждена и зарубежными компаниями-консультантами, проводящими аудит отрасли.