НА ДНЯХ Министерству по антимонопольной политике удалось несколько омрачить юбилей Железнодорожного акционерного страхового общества (ЖАСО), отмечающего 10-летие своей деятельности. Против компании и Министерства путей сообщения по инициативе МАП было возбуждено дело по признакам нарушения ст.6 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Претензии антимонопольного ведомства сводились к тому, что ЖАСО ограничивает доступ на рынок страховых услуг других компаний, занимающихся аналогичным бизнесом и имеющих лицензии Минфина.
Однако руководство страхового общества, ссылаясь на выпущенный самим же МАП документ - "Порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг", - уверяет, что претензии ведомства, мягко говоря, необоснованны. "Мы никаких нарушений не видим", - заявил генеральный директор ЖАСО Владимир Иванов. В указанном документе доминирующим признается положение страховщика, доля которого за отчетный период превышает на федеральном страховом рынке 10% или на региональном - 25%. Очевидно, что под это определение не подпадает так называемое обязательное государственное страхование. Что же касается добровольного страхования, о котором и идет речь в документе, то удельный вес ЖАСО в таком страховании пассажиров и грузов значительно ниже официально доминирующего. Из 123 миллионов перевезенных пассажиров число застрахованных в ЖАСО составило лишь 7 млн. По мнению руководства компании, "Ингосстрах" страхует значительно большее количество вагонов и контейнеров.
Стоит напомнить, что обязательное государственное страхование было введено с 1991 года. Но раньше эта услуга была прерогативой "Росгосстраха", а начиная с 1994 года на основании соответствующего президентского указа передана специализированной компании - ЖАСО, которая на сегодняшний день имеет филиалы и представительства на всех железных дорогах России, чтобы оперативно и четко осуществлять страховые выплаты, обеспечивать обратную связь. Акционерами ЖАСО было не только Министерство путей сообщения, но и ряд железных дорог. Затем состав акционеров менялся, и сейчас в их числе всевозможные страховые компании, перестраховочные общества, консалтинговые фирмы, которые сотрудничают с железными дорогами России.
Что же касается суммы страхового взноса пассажиров, то в нынешних условиях она мизерна и составляет 2 рубля 30 копеек, причем входит изначально в стоимость билета. Таким образом пассажир страхует свою жизнь и здоровье на время передвижения в поездах дальнего следования по территории России. При этом по указу президента пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда, страхуются без уплаты какого бы то ни было страхового взноса. Страховым же случаем считается травма, которую получил пассажир, следующий железнодорожным транспортом - в момент нахождения его на месте посадки, пересадки, в вагоне, на территории железнодорожного вокзала. Пострадавшему в результате несчастного случая на железнодорожном транспорте выплачивается страховая сумма в зависимости от степени тяжести травмы. Максимальная сумма выплаты в рамках обязательного страхования составляет 120 минимальных окладов, или 10 тыс. руб.
Специфика страхового бизнеса, несмотря на небольшую сумму взноса, как раз и заключается в том, что резерв копится годами, но может быть выбран в мгновение. Помимо того что деньги идут в "копилку" компании - своего рода резервный фонд, - около 82% собираемых средств направляется на реализацию предупредительных мероприятий на самой железной дороге. То есть по большому счету, страхуясь в рамках обязательного страхования, пассажир платит эти два рубля, платит за собственную безопасность, которая стоит гораздо дороже.
За время своего существования ЖАСО застраховало от несчастных случаев более 750 миллионов пассажиров и перечислило на мероприятия, направленные на повышение безопасности движения поездов, более миллиарда рублей. В результате российский железнодорожный транспорт остается одним из самых безопасных не только в стране, но и в мире.