- Виталий Николаевич, недавно в Государственной Думе проходили слушания по проблемам российского алмазо-бриллиантового комплекса. Что больше всего тревожит депутатов?
- Мы должны разгрести налоговые завалы, чтобы предприятия смогли мобилизовать финансовые ресурсы для своего развития. Например, с целью поддержки гранильной отрасли предприятия при покупке сырья освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Если следовать этой логике, то и "АЛРОСА" должна освобождаться от его уплаты, чтобы предприятия всей цепи комплекса имели одинаковые условия, но этого нет. От реализации алмазов российским гранильным предприятиям "АЛРОСА" ежегодно теряет 20 миллионов долларов. За пять лет набирается сумма, достаточная для завершения строительства третьей очереди Вилюйской ГЭС, необходимой для решения проблемы надежного энергообеспечения горнодобывающего комплекса компании. Потери компании от льгот гранильным предприятиям правительство разрешило относить на себестоимость.
Горнодобывающая отрасль отличается большой капиталоемкостью и длительностью сроков окупаемости. За последние пять лет АК "АЛРОСА" инвестировала в свое развитие более двух миллиардов долларов. Построены два горно-обогатительных комбината - Юбилейный и Анабарский, сооружен подземный рудник на трубке "Интернациональная", расширена сырьевая база - открыты новые месторождения. Для обеспечения нормальной работы компании в течение 10-20 лет уже в ближайшее пятилетие она должна вложить не менее 2,8 миллиардов долларов, чтоб хотя бы не снизить объемы производства. Но всему этому препятствует налоговая политика правительства.
- Развитию отрасли мешают существующие ограничения рыночного оборота алмазного сырья и бриллиантов.
- Да, действительно регламентация чрезмерна. Квотирование поставок на экспорт серьезно нарушает ритмичную работу предприятий. В этом году "АЛРОСА" получила квоты, можно сказать, в рекордно короткий срок - 16 февраля. Это, конечно, еще не полный чиновничий беспредел 1997 года, когда квоту выдали лишь в сентябре. О какой эффективной хозяйственной деятельности компании может идти речь, если ее лишают совершенно законных финансовых поступлений, ведь до получения квоты компания не может реализовать свою продукцию.
- На последних парламентских слушаниях вы отмечали недостатки в политике лицензирования. У нас, похоже, все делают для того, чтобы разрушить национальные монополии. Лицензии на поиск алмазных месторождений выдаются любому - громадные территории в Карелии получила "Рио Тинто", в Архангельской области - канадцы, южноафриканцы, уральские месторождения желает осваивать израильский подданный Лев Леваев, и это не считая множества российских соискателей алмазов.
- Алмаз - специфический товар, он ценен своей дефицитностью и предназначен для богатых людей. Развивая конкуренцию, мы подрываем алмазный рынок, но кто-то от этого выигрывает. Нередко создается впечатление, что чиновники прямо защищают интересы новоявленных претендентов на российские алмазы. Не случайно под прикрытием рыночных преобразований предпринимались неоднократные попытки расчленить компанию на ряд акционерных обществ.
- Сейчас в России часто можно слышать призывы к отказу от продления торгового соглашения с "Де Бирс". Каково ваше отношение к сотрудничеству нашей страны с этой компанией?
- Я уже говорил, что на алмазном рынке - в силу специфики товара - конкуренция просто противопоказана. Ювелирные изделия с бриллиантами являются предметом роскоши. Поэтому два алмазных гиганта просто обречены на сотрудничество для поддержания ценовой стабильности на рынке в интересах всего мирового алмазо-бриллиантового комплекса, а не только нашей страны.
- Каковы перспективы заключения торгового соглашения?
- К сожалению, в правительстве есть силы, которые считают, что мы сами можем торговать. Чиновники всегда подыгрывают тем, у кого есть власть. Хорошо известно, что идет передел собственности, то есть борьба за право присваивать природную ренту продолжается. По моему мнению, если будет разрушен мировой алмазо-бриллиантовый рынок, то пострадают все его участники. Более того, не исключено, что иностранные производители алмазов могут объединиться против АК "АЛРОСА" и тогда добывать алмазы в России на долгие годы станет просто невыгодно.
- Налоговая реформа, проводимая правительством, существенным образом затрагивает бюджетные отношения между Центром и регионами. Какова ваша оценка этих начинаний?
- Сейчас много споров вокруг налоговых нововведений. Мы думали, что времена, когда все финансовые ресурсы собирались в Центре и им распределялись, уже прошли. Но предложение правительства о введении налога на добычу полезных ископаемых возвращает нас к старой системе. Сейчас существует налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, средства которого распределяются между федеральным Центром, регионами и компаниями. Как показал опыт, целевые средства, поступающие в федеральный бюджет, используются по назначению лишь на 35%. Это наглядный пример нецелевого использования налоговых поступлений. Теперь Минфин предлагает, чтобы сборы по новому налогу в полном объеме поступали в Центр, то есть региональные геологические предприятия остаются без источников финансирования. Таким образом, субъекты Федерации лишаются возможности решать свои текущие и среднесрочные задачи по развитию добывающего комплекса, на котором базируется вся экономика республики.
- Как развивается гранильный комплекс республики?
- Правительство республики поставило цель довести объем огранки алмазов до 200 миллионов долларов. Это задача ближайшего десятилетия. Сейчас гранильные предприятия вышли на рентабельный уровень работы. Важнейшая для них проблема - получение лицензии на вывоз бриллиантов. Оказалось, что организовать ограночное производство, подготовить квалифицированные кадры проще, чем добиться генеральной лицензии на экспорт готовой продукции. Это в значительной мере снижает эффективность работы молодой отрасли республики.
- В какой мере иностранный капитал участвует в развитии гранильных предприятий?
- На начальном этапе были образованы многочисленные СП, но большинство из них прекратили свою деятельность, остались в основном российские предприниматели. Гранильный бизнес в республике развивается при активном участии государства.
- Федерального или республиканского уровня?
- В основном республиканского.
- А какова роль компании "АЛРОСА"?
-Многие гранильные предприятия объединены в акционерное общество "Туймаада даймонд". Основной акционер этой компании - правительство республики. Есть в уставном капитале и доля "АЛРОСА", которой передано в управление оперативное руководство гранильным комплексом.
- Какова ситуация в золотодобывающей отрасли республики?
- В первые годы реформ отрасль пришла в упадок. Учитывая тяжелое положение отрасли, федеральное правительство освободило ее предприятия от НДС, а республиканское - от всех местных налогов. Эти меры способствовали восстановлению их жизнеспособности, что позволило в этом году льготы по местным налогам отменить. Для полного оздоровления отрасли добытчики предлагают в новом Налоговом кодексе освободить от НДС весь цикл внутрипроизводственной кооперации - от добычи золота до сдачи его в банк.
Сдерживают рост отрасли чрезмерные государственные ограничения в обороте золота не только на свободном рынке, но и во внутрипроизводственной кооперации. Вопрос о восстановлении работы золотодобывающих предприятий республики по-прежнему актуален, так как за счет их хозяйственной деятельности формируются бюджеты многих улусов и зависит работа десятков тысяч людей. Переселение же людей из региона тоже требует громадных финансовых ресурсов, которых у республики нет.
Здесь должно быть проявлено понимание особенностей ситуации федеральным правительством. Как пример можно привести Австралию, где вся горнодобывающая промышленность была освобождена от всех налогов на десять лет. Это позволило стране стать крупнейшим поставщиком природных ресурсов - от алмазов до угля.