В НАСТОЯЩЕЕ время в составе атомной энергетики Российской Федерации функционируют 30 энергоблоков общей мощностью 22 тыс. МВт. В 2000 году атомные электростанции выработали 130 млрд. квтччасов электроэнергии стоимостью 24 млрд. руб.
В нашей стране неоднократно появлялись предложения по реструктуризации атомной энергетики.
Так, например, в начале восьмидесятых годов генерирующие объекты атомной энергетики были распределены между Минсредмашем СССР (которому были подчинены Ленинградская и Игналинская АЭС, а также технологические и экспериментальные энергоблоки при горно-химических комбинатах и научно-исследовательских институтах) и Минэнерго СССР. Большая часть действовавших и строившихся АЭС вошла в состав ВПО "Союзатомэнерго" (а уже функционировавшая Ровенская АЭС и строившиеся Крымская АЭС и Одесская АТЭЦ - в состав Минэнерго УССР).
Такое разделение породило ряд существенных недостатков для безопасности и экономики страны, основными из которых были:
- Исходные причины и последствия аварии с массовым повреждением каналов на первом энергоблоке Ленинградской АЭС в 70-е годы (прообраз событий на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС) не были доведены до руководства и персонала даже аналогичных станций Минэнерго СССР. Таким образом, возможность подобной аварии сохранялась и в будущем.
- Атомные станции различных ведомств проектировались по разным стандартам различными проектными институтами, а аналогичное оборудование поручалось конструировать и изготовлять различным конструкторским бюро и заводам, что не способствовало применению во всей атомной энергетике эффективных методов серийного и поточного строительства. Атомные энергоблоки одинаковой мощности, построенные ВПО "Союзатомэнерго" с применением упомянутых методов, оказались в 1,5-2 раза дешевле, чем построенные Минсредмашем СССР.
- Именно дешевые энергоблоки, освоенные в процессе проектирования и строительства в Минэнерго СССР, были приняты к сооружению во многих странах (на сегодняшний день - около 30), включая капиталистические, а в настоящее время строятся в Иране, Китае и Индии.
Успехи, достигнутые при строительстве и эксплуатации атомных электростанций в начале восьмидесятых годов (в год вводилось по 3-4 новых энергоблока), а также значительные финансовые средства, направляемые в тот период на их сооружение, привели к появлению у руководителей ряда областей и областных энергосистем оппозиционных настроений по отношению к системе централизованного управления атомной энергетикой со стороны Минэнерго СССР. Многие из них не чувствовали своего несоответствия необходимому для управления ядерно-энергетическими объектами уровню знаний и подготовки, настаивали на расчленении ВПО "Союзатомэнерго". Этот вопрос неоднократно обсуждался на совещаниях в Минэнерго СССР, им занимались и работники аппарата ЦК КПСС.
Дискуссии, в которые были втянуты руководство и персонал атомных станций, проходили в 1985-начале 1986 года и породили резкое падение дисциплины на предприятиях отрасли. Это явилось не последней причиной аварии на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.
После аварии централизация в атомной энергетике была восстановлена, и в отрасли вновь был наведен жесткий порядок, сохраняемый и поддерживаемый концерном "Росэнергоатом" по сей день. В результате этого по удельной частоте неплановых остановов энергоблоков, являющейся основной характеристикой уровня безопасности при эксплуатации АЭС, российская атомная энергетика многие годы входит в тройку лучших, наряду с германской и японской. Ленинградская АЭС, долгое время бывшая лучшей в системе Минэнерго СССР и в силу субъективных причин оказавшаяся вне объединительных процессов (однако использующая инфраструктуру концерна "Росэнергоатом"), по указанному показателю отстала от АЭС концерна.
Примером из мирового опыта, аналогичным российскому способу управления атомной энергетикой, может служить Франция, где достигнуты феноменальные по масштабам и эффективности результаты применения атомной энергии в мирных целях. Здесь в еще более широких масштабах, чем в СССР, применялись стандартизация, серийность и поточное строительство атомных станций. В результате этого энергия французских АЭС является самой дешевой в Европейском союзе и в больших объемах экспортируется в соседние страны. Атомные электростанции по французским проектам сооружаются во многих странах мира, обеспечивая рабочие места в проектно-конструкторских организациях и промышленности страны.
Идеологи расчленения российской атомной энергетики, полностью ориентированные на американские и английские методы управления отраслью, не учитывают в своих обоснованиях успехи энергетики Франции, которая также является страной с рыночной экономикой.
Кроме того, при рассмотрении их предложений нельзя не учитывать разницу в структуре построения и управления энергомашиностроительными комплексами США, ФРГ и Японии по сравнению с Россией. В этих странах атомная электростанция создается "под ключ" и в течение всего жизненного цикла, включая стадию снятия с эксплуатации, сопровождается в научно-техническом плане и обеспечивается ремонтным сервисом, запасными частями и агрегатами такими крупными фирмами, как "Вестингауз", "Мицубиси", "Хитачи" (оборот которых достигает 50-80 млрд. долл. в год). При этом, однако, значительно увеличивается стоимость произведенной энергии.
В Российской Федерации таких фирм нет (при этом неизвестно, когда они у нас появятся и нужны ли они вообще). Их не было и в СССР, в классическом виде нет и во Франции. Оборудование для отечественных АЭС поставляли более тысячи предприятий, 11 министерств и ведомств. Это обстоятельство в настоящее время позволяет проводить тендеры на поставки оборудования, что снижает стоимость сооружения атомной электростанции. Следовательно, создаются предпосылки для снижения стоимости отпускаемого с АЭС кВтЧчаса.
При рассмотрении возможности децентрализации управления российской атомной энергетикой следует иметь в виду, что с первого дня работы атомной электростанции в развитых странах накапливается и сохраняется специальный фонд на финансирование расходов по ее снятию с эксплуатации. У нас подобных фондов по различным причинам нет (в СССР они не создавались, а сегодня в силу временных и экономических причин такие накопления просто не успели образоваться в необходимых объемах). В настоящее время они должны были бы составлять около 8 млрд. долл.
В Советском Союзе новые атомные электростанции в основном строились на Украине. Большинство российских АЭС эксплуатируются длительные сроки и считаются старыми. Проведение работ на выведенных из эксплуатации энергоблоках этих станций осуществляется за счет средств, заработанных вновь сооруженными АЭС. В то же самое время до 2008 года планируется ввести 6-7 новых энергоблоков общей стоимостью около 5 млрд. долл.
За счет подобной централизации денежных средств проводится и реконструкция функционирующих энергоблоков с целью продления их ресурса, а также финансируются заделы на строительство новых АЭС.
Таким образом, разделение российской атомной энергетики на несколько генерирующих компаний приведет к потере возможности проведения единой технической политики и снижению экономической эффективности отрасли, результатом чего будут следующие негативные последствия:
снизятся показатели безопасности и надежности функционирования отечественных АЭС;
снизится эффективность их работы и конкурентоспособность (то есть повысится отпускная цена на вырабатываемую электроэнергию, увеличится численность персонала, поставщиками оборудования и услуг будут навязываться более высокие цены, вследствие чего стоимость сооружения АЭС возрастет и т.п.);
снизится координирующая роль в организации и разработке мероприятий взаимодействия с силовыми министерствами и ведомствами, отвечающими за создание и функционирование систем охраны и обороны АЭС в условиях нестабильной оперативной обстановки на Северном Кавказе;
снизится экспортная привлекательность отечественных проектов атомной энергетики (в настоящее время строятся 5 энергоблоков стоимостью 8 млрд. долл.), а также объемы экспорта ядерного топлива на АЭС, сооруженные ранее и строящиеся в настоящее время по российским проектам (около 30 млн. долл. в год в течение 50 лет);
снизится количество занятых в сооружении новых отечественных и зарубежных АЭС;
снизится защищенность отечественного рынка энергетического оборудования от экспансии крупных зарубежных энергомашиностроительных фирм на рынки стран СНГ (и особенно на Украину);
на бюджет государства ляжет груз финансовых затрат, связанных со снятием с эксплуатации энергоблоков АЭС, оказавшихся неконкурентоспособными;
на обслуживание остановленных и готовящихся к снятию с эксплуатации первого и второго энергоблоков Белоярской АЭС, а также первого и второго энергоблоков Нововоронежской АЭС потребуется 200 млн. долл., которые также придется изыскивать в госбюджете.
Выводы:
- с учетом всех изложенных факторов (экономических, политических и социальных) проводить разделение атомной энергетики России на ряд генерирующих компаний представляется нецелесообразным;
- с целью аккумулирования финансовых ресурсов для сооружения 6-7 новых энергоблоков на период до 2008 года, а также финансового обеспечения программы снятия с эксплуатации энергоблоков, выработавших свой ресурс, необходимо преобразовать атомную энергетику России в единую генерирующую компанию с приведением ее структуры управления в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.