С ПЕРВОГО июня в России вступил в силу так называемый расщепленный акциз на алкогольную продукцию. По мнению правительства, эта мера должна значительно ограничить поток левой водки на российский рынок и увеличить собираемость налогов.
Согласно новым правилам производитель, наклеив акцизную марку, уплачивает 50% ставки налога. После этого товар поступает на акцизный региональный склад, где на продукцию наклеивают еще одну спецмарку - региональную со штрих-кодом, за которую, забирая товар со склада, оптовик платит оставшиеся 50% акциза. Если же продукция поступает напрямую с предприятия на рынок, то производитель сам платит 100% акцизного налога и сам же наклеивает обе марки. Все доходы и в том, и в другом случае поступают в федеральный бюджет, который впоследствии половину перечисляет региональному бюджету.
Стоит напомнить, что расщепленный налог должен был действовать еще с 1 января 2001 года, но тогда этому помешала неподготовленность региональных властей. У них не было ни складов, оборудованных техникой для наклейки акцизных марок, да и самих марок не существовало. И тогда регионы продолжали работу по старой схеме.
И по прошествии шести месяцев ситуация изменилась не столь существенно, как хотелось бы правительству. Так, из 89 регионов только 48 провели конкурсы на право выпуска акцизных марок, из 700-1000 требуемых акцизных складов готовы принять подакцизную продукцию единицы.
А многие эксперты вообще прогнозируют просто устрашающий сценарий развития ситуации на алкогольном рынке, предсказывая хаос, который может повлечь за собой нежелательные экономические и социальные последствия.
Так, по мнению председателя правления Национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина, "с 1 июня возможны остановка ликероводочных заводов и нарушение в работе организации оптовой и розничной торговли". Другой же представитель этой отрасли, исполнительный директор Торгового дома "Русьимпорт" Евгений Корецкий прогнозирует, что введение нового механизма приведет к развалу региональных систем идентификации качества алкоголя, закрытию многих торговых компаний, а главное, вопреки прогнозам правительства, существенно увеличит долю фальсифицированной продукции на рынке.
Стоит также ожидать повышения цен на алкогольную продукцию. С одной стороны, предприятие сможет вкладывать в реализуемый товар цену акцизной марки, а с другой - оптовик, который тоже не хочет терять деньги на приобретение региональной марки, также постарается вложить эти потери при реализации товара в розницу. И выходит, что хотя сумма акцизного налога не увеличилась, розничная может возрасти.
До сих пор остается не ясно, где правительство и Министерство по налогам и сборам рассчитывают брать деньги на складское оборудование, предназначенное для наклейки акцизных марок. Также до сих пор остается открытым вопрос о том, кто будет производить акцизные марки. Выходит, ждем, когда в оставленные бреши пришлет свои кадры на все готовый криминал.
Вроде бы благое дело было задумано - обезопасить российского потребителя от нелегальной алкогольной продукции, но так уже повелось в России - известно, куда ведут благие пожелания, не подкрепленные практическими делами.